Учебный курс «Математическая грамотность» 1-3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
для обучающихся 1-3 классов
на 2024-2025 учебный год.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Математическая
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Место курса «Математическая грамотность» в учебном плане
Класс

1 класс

2 класс

3 класс

Количество часов в неделю

0,5

0,5

0,5

Количество часов в год

17

17

17

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

1 класс (17 часов)
Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
2 класс (17 часов)
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.

3 класс (17 часов)
Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;

–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего
самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;

–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или глобальной
ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Математическая
грамотность»
1 класс
№п/п Наименование разделов и тем
Всего
Электронные цифровые ресурсы
часов
Счет предметов в пределах 10,
https://learningapps.org/index.php?s=м
1.
5
атематика
составление числовых
выражений и нахождение их
значений.
2.

3.
4

5.

Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение
суммы.
Задачи на нахождение части
числа.

5

https://uchi.ru/activities/teacher/

3

https://uchitel.club/workprograms

Задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько
единиц.
Чтение и заполнение таблиц,
круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания

2

https://urok.1sept.ru/articles/687706

2

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Итого

17

№п/п

Наименование разделов и тем

1.

Нахождение значений
математических выражений в
пределах 100, составление
числовых выражений и
нахождение их значений.
Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на

2.

2 класс
Всего
Электронные цифровые ресурсы
часов
https://learningapps.org/index.php?s=м
3
атематика

4

https://uchi.ru/activities/teacher/

3.

увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц.
Чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм,
календарь.

3

https://uchitel.club/workprograms

4

Логические задачи, ложные и
истинные высказывания.

4

https://urok.1sept.ru/articles/687706

5.

Построение геометрических
фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.

3

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Итого

17

№п/п
1.

2.

3.

Наименование разделов и тем
Нахождение значений
математических выражений в
пределах 100000, составление
числовых выражений и
нахождение их значений.

3 класс
Всего
Электронные цифровые ресурсы
часов
https://learningapps.org/index.php?s=м
6
атематика
https://uchi.ru/activities/teacher/

Задачи на нахождение суммы;
задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько
единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена,
количество, стоимость».
Чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками.

6

Итого

17

https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706

5

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

деятельности / М.В. Буряк,
деятельности / М.В. Буряк,
деятельности / М.В. Буряк,
деятельности / М.В. Буряк,

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы сюжетных и
предметных картинок.

1 класс (17 часов)
Занятие 1. Про жадных медвежат и сыр
Сравнение предметов. Деление предмета на равные части.

Занятие 2. Про дедку и про репку
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление
закономерностей.
Занятие 3.Про путешествие колобка
Состав числа 4, анализ данных и ответы на вопросы. Длина. Линейка.
Занятие 4.Про кота-рыболова и его улов
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление
закономерностей.
Занятие 5.Про теремок и звериную дружбу
Состав числа 5, анализ данных и ответы на вопросы. Масса. Весы.
Занятие 6.Про вершки и корешки
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление
закономерностей.
Занятие 7.Геометрия вокруг нас
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 8. Про дудочку и кувшинчик
Состав числа 7, анализ данных и ответы на вопросы. Работа с таблицей. Прямая.
Занятие 9. Про Машеньку, пирожки и медведя
Состав числа 8, анализ данных и ответы на вопросы.Работа с таблицей. Отрезок.
Занятие 10.Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.
Занятие 11.Про козу, козлят и капусту
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.
Занятие 12.Про петушка и жерновцы
Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. Работа с таблицей.
Занятие 13.Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Разложение числа 10 на два и три слагаемых. Чётные и нечётные числа.
Занятие 14.Про наливные яблочки
Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах
20.Овладение практическими навыками деления числа на части на нагляднообразной основе. Перевод больших единиц измерения в более мелкие и наоборот.
Истинность/ложность высказываний.
Занятие 15.Про Машу и трёх медведей
Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на нахождение суммы.Чтение таблицы, дополнение
недостающих в таблице данных.Установление закономерностей.
Занятие 16.Про старика, старуху, волка и лисичку
Задачи на нахождение части. Состав числа 12.Чтение таблицы; заполнение
недостающих данных в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам.

Практика работы с круговыми диаграммами, сравнение секторов круговой
диаграммы.
Занятие 17.Про медведя, лису и мишкин мёд
Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. Чтение простейших
чертежей.
2 класс (17 часов)
Занятие 1.Про беличьи запасы
Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. Сравнение чисел в пределах 100.
Занятие 2.Медвежье потомство
Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.
Занятие 3. Про зайчат и зайчиху
Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические
задачи. Диаграмма.
Занятие 4.Лисьи забавы
Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.
Занятие 5.Про крота
Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма.
Занятие 6.Про ежа
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. Запись
слова с помощью кода. Сравнение количества месяцев.
Занятие 7.Про полевого хомяка
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа,
четырёхугольники.
Занятие 8.Бобры-строители
Диаметр, длина окружности, решение практических задач. Работа с чертежом.
Решение логических задач.
Занятие 9. Магия чисел
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 10.Танграм
Составление фигур из частей танграма.
Занятие 11. Задачи-ловушки
Задачи с некорректными и неполными формулировками.
Занятие 12. Алгоритмы
Конструирование алгоритмов, задачи на обратные действия.
Занятие 13. Логика перебора
Систематический перебор вариантов. Решение задач.
Занятие 14.Как считали в старину

Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 15. Красота математики
Связь математических закономерностей с окружающим миром.
Занятие 16. Логические задачи
Решение логических задач на основе схем и таблиц.
Занятие 17.Числовые закономерности и ребусы
Поиск числовых закономерностей и разгадка ребусов

3 класс (17 часов)
Занятие 1. Умный счет
Метод группировки парами. Метод группировки в задачах с геометрическим
содержанием.
Занятие 2. Разрезания фигур
Способы решения задач на разрезание фигуры на равные части. Представления о
переборе вариантов. Представления о симметрии и повороте фигур.
Занятие 3. Круглые задачи
Приемы поиска циклов в числовых закономерностях. Использование длины цикла
для подсчетов.
Занятие 4. Элементарно!
Методы нахождения количества элементов пересечения и объединения множеств
с помощью диаграммы Эйлера — Венна.
Занятие 5. Точки и кусочки
Геометрические свойства взаимного расположения прямых, отрезков и точек на
плоскости. Метод «проб и ошибок» при решении геометрических задач.
Занятие 6. Путешествие с числами
Понятие суммы цифр числа и его применение в задачах. Способ решения задач на
нахождение наибольшего/наименьшего числа (с помощью вычеркивания цифр).
Метод перебора вариантов.
Занятие 7. Смотри!
Прием использования чертежей для решения нестандартных арифметических
задач. Связь числа разрезов и числа частей при делении отрезка и окружности.
Занятие 8. Переливания
Алгоритм. Табличная запись алгоритма (на примере задач на отмеривание
жидкости с помощью двух и более емкостей). Укрупнение шагов алгоритма
(алгоритмические циклы). Метод перебора вариантов.
Занятие 9. Маршруты

Представление о графе как средстве отображения объектов и связей между ними.
Метод «проб и ошибок». Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 10. Числовые ребусы
Принцип «узких мест» для упрощения перебора на примере числовых ребусов.
Занятие 11. Уравнивание
Использование вспомогательной схемы с единичным отрезком. Метод «анализ с
конца».
Занятие 12. Четность
Четность суммы и разности двух чисел. Признак делимости на 2. Первичный опыт
использования свойств четности при решении задач.
Занятие 13. Кручу-верчу
Представления об осевой симметрии. Поворот фигуры на прямой угол.
Использование симметрии и поворота при решении задач на разрезание. Работа над
проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 14. Лови момент!
Способы работы с отрезками времени. Первичный опыт решения задач на
движение по реке (по течению и против) на примере задач про время.
Занятие 15. Правда или ложь?
Основы математической логики высказываний. Метод перебора при решении
логических задач.
Занятие 16. Последняя цифра
Изменение последней цифры числа при арифметических действиях. Признак
делимости на 10 и его использование в задачах.
Занятие 17. Числовые лесенки
Метод перебора вариантов. Разбиение задачи на подзадачи.
Расходы на поход в кино. Нахождение заданных временных промежутков с
помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость».
Занятие 8. Идём в театр
Расходы на поход в театр. Нахождение заданных временных промежутков с
помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость».
Занятие 9. Отправляемся в путешествие
Расходы на организацию путешествия. Нахождение заданных временных
промежутков с помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость». Выгодная покупка. Составление алгоритма действий.
Занятие 10. Осуществляем мечты
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 11.Магическийквадрат

Подсчет двумя способами в арифметических задачах, конструкции с
натуральными числами.
Занятие 12.Остров рыцарей и лжецов
Метод перебора в логических задачах, использование отрицаний простейших
высказываний.
Занятие 13.Метод перебора
Сведение перебора в текстовой задаче к перебору малого числа вариантов,
доказательство нахождения всех решений.
Занятие 14.Буквенные ребусы
Метод перебора в арифметических задачах, доказательство отсутствия решения (с
помощью оценок, перебора вариантов, четности).
Занятие 15. Дни недели
Недельная и годовая цикличность, день недели как остаток от деления на 7.
Занятие 16.Чередование
Чередование объектов в ряду, по кругу. Относительное количество чередующихся
объектов. Четность суммы чисел в промежутке. Связь чередования и разбиения на
пары.
Занятие 17.По прямой — кратчайший путь!
Приближенное вычисление длин ломаных и кривых, кратчайшие пути на
развертках.

№

Содержание
(разделы, темы)

1. Про жадных медвежат и сыр
Сравнение предметов. Деление
предмета на равные части.

Кол-во
часов
1

Дата проведения
По
плану

ЭОР

По факту
https://learningapps.
org/index.php?s=мат
ематика

2. Про дедку и про репку
Счёт предметов, составление и
решение
выражений,
задачи.
Установление закономерностей.

1

https://uchi.ru/activit
ies/teacher/
https://uchitel.club/w
orkprograms

3. Про путешествие колобка
Состав числа 4, анализ данных и
ответы на вопросы. Длина. Линейка.

1

4. Про кота-рыболова и его улов
Счёт предметов, составление и
решение
выражений,
задачи.
Установление закономерностей.

1

5. Про теремок и звериную дружбу
Состав числа 5, анализ данных и
ответы на вопросы. Масса. Весы.
6. Про вершки и корешки
Счёт предметов, составление и
решение
выражений,
задачи.
Установление закономерностей.

1

7. Геометрия вокруг нас
Работа над проектом: в группах, в
парах, индивидуально.

1

8. Про дудочку и кувшинчик
Состав числа 7, анализ данных и
ответы на вопросы. Работа с
таблицей. Прямая.

1

9. Про Машеньку, пирожки и
медведя
Состав числа 8, анализ данных и
ответы
на вопросы.Работа с
таблицей. Отрезок.

1

10. Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца

1

1

https://urok.1sept.ru/
articles/687706
http://skiv.instrao.ru/
bankzadaniy/matematiche
skaya-gramotnost/

Счёт предметов, составление и
решение
выражений,
задачи.
Многоугольники.
11. Про козу, козлят и капусту
Счёт предметов, составление и
решение выражений, задачи.
Ломаная.
12. Про петушка и жерновцы
Состав числа 9, анализ данных и
ответы на вопросы. Работа с
таблицей.
13. Как петушок и курочки делили
бобовые зёрнышки
Разложение числа 10 на два и три
слагаемых. Чётные и нечётные
числа.

1

14. Про наливные яблочки
Увеличение числа на несколько
единиц, сложение и вычитание в
переделах
20.Овладение
практическими навыками деления
числа на части на наглядно-образной
основе. Перевод больших единиц
измерения в более мелкие и
наоборот.
Истинность/ложность
высказываний.

1

15. Про Машу и трёх медведей
Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на
нахождение суммы.Чтение
таблицы, дополнение недостающих
в таблице данных.Установление
закономерностей.
16. Про старика, старуху, волка и
лисичку
Задачи на нахождение части. Состав
числа
12.Чтение
таблицы;
заполнение недостающих данных в
таблице
по
самостоятельно
выполненным подсчётам.
Практика работы с круговыми
диаграммами, сравнение секторов
круговой диаграммы.

1

1

1

1

17. Про медведя, лису и мишкин мёд
Задачи на нахождение суммы.
Состав чисел второго десятка.
Чтение простейших чертежей.

№

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

1

Дата проведения
По плану

По факту

ЭОР

1.

Про беличьи запасы

1

Сложение одинаковых
слагаемых, решение
задач.
Сравнение
чисел в пределах 100.
2.

Медвежье потомство

https://uchi.ru/activities
/teacher/
1

Столбчатая
диаграмма, таблицы,
логические задачи.

3.

Про зайчат и зайчиху

Лисьи забавы

1

1

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

5.

Про крота

1

Сложение в пределах
100.
Логические
задачи. Диаграмма.

6.

Про ежа
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев. Запись слова

https://uchitel.club/wor
kprograms
https://urok.1sept.ru/arti
cles/687706

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические
задачи. Диаграмма.

4.

https://learningapps.org
/index.php?s=математи
ка

1

http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/matematichesk
aya-gramotnost/

с
помощью
кода.
Сравнение количества
месяцев.

7.

Про полевого хомяка

1

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырёхугольники.

8.

Встреча друзей

1

Диаметр,
длина
окружности, решение
практических задач.
Работа с чертежом.
Решение логических
задач.

9.

Магия чисел

1

Работа над проектом: в
группах,
в
парах,
индивидуально.

10.

Танграм

1

Составление фигур из
частей танграма.

11.

Задачи-ловушки
Задачи
некорректными
неполными
формулировками.

1
с
и

12.

Алгоритмы

1

Конструирование
алгоритмов, задачи на
обратные действия.

13.

Логика перебора

1

Систематический
перебор
вариантов.
Решение задач.

14.

Как считали в
старину

1

Работа над проектом: в
группах,
в
парах,
индивидуально.

15.

Красота математики

1

Связь математических
закономерностей
с
окружающим миром.

16.

Логические задачи
Решение логических
задач на основе схем и
таблиц.

1

17.

Числовые
закономерности и
ребусы
Поиск
числовых
закономерностей
и
разгадка ребусов

1

.

№

Содержание
(разделы, темы)

1.

Умный счет

Кол-во
часов
1

Метод
группировки
парами.
Метод
группировки в задачах
с
геометрическим
содержанием.

Форма
проведения

ЦОР/ЭОР

https://learningapps.org
/index.php?s=математи
ка
https://uchi.ru/activities
/teacher/
https://uchitel.club/wor
kprograms
https://urok.1sept.ru/arti
cles/687706

2.

Разрезания фигур

1

Способы
решения
задач на разрезание
фигуры на равные
части. Представления
о переборе вариантов.
Представления
о
симметрии и повороте
фигур.

3.

Круглые задачи

1

Приемы
поиска
циклов в числовых
закономерностях.
Использование длины
цикла для подсчетов.

4.

Элементарно!
Методы нахождения
количества элементов
пересечения
и
объединения
множеств с помощью
диаграммы Эйлера —
Венна.

1

http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/matematichesk
aya-gramotnost/

5.

Точки и кусочки

1

Геометрические
свойства
взаимного
расположения прямых,
отрезков и точек на
плоскости.
Метод
«проб и ошибок» при
решении
геометрических задач.

6.

Путешествие с
числами

1

Понятие суммы цифр
числа и его
применение в задачах.
Способ решения задач
на нахождение
наибольшего/наимень
шего числа (с
помощью
вычеркивания цифр).
Метод перебора
вариантов
7.

Смотри!

1

Прием использования
чертежей для решения
нестандартных
арифметических задач.
Связь числа разрезов и
числа
частей
при
делении отрезка и
окружности.

8.

Переливания
Алгоритм. Табличная
запись алгоритма (на
примере задач на
отмеривание

1

жидкости с помощью
двух и более
емкостей).
Укрупнение шагов
алгоритма
(алгоритмические
циклы). Метод
перебора вариантов

9.

Маршруты

1

Представление о графе
как
средстве
отображения объектов
и связей между ними.
Метод
«проб
и
ошибок». Работа над
проектом: в группах, в
парах, индивидуально .

10.

Числовые ребусы

1

Принцип «узких мест»
для
упрощения
перебора на примере
числовых ребусов.

11.

Уравнивание

1

Использование
вспомогательной
схемы с единичным
отрезком.
Метод
«анализ с конца».

12.

Четность
Четность суммы и
разности двух чисел.
Признак делимости на
2. Первичный опыт
использования

1

свойств четности при
решении задач
13.

Кручу-верчу

1

Представления
об
осевой
симметрии.
Поворот фигуры на
прямой угол.
Использование
симметрии и поворота
при решении задач на
разрезание. Работа над
проектом: в группах, в
парах, индивидуально.

14.

Лови момент!

1

Способы работы с
отрезками
времени.
Первичный
опыт
решения задач на
движение по реке (по
течению и против) на
примере задач про
время.

15.

Правда или ложь?

1

Основы
математической
логики высказываний.
Метод перебора при
решении логических
задач.

16.

Последняя цифра
Изменение последней
цифры числа при
арифметических
действиях. Признак
делимости на 10 и его

1

использование в
задачах

17.

Числовые лесенки
Метод
перебора
вариантов. Разбиение
задачи на подзадачи.
Расходы на поход в
кино.
Нахождение
заданных временных
промежутков
с
помощью календаря.
Задачи с тройкой
величин
«цена,
количество,
стоимость».

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

/
/
/
/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы
сюжетных и предметных картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Цифровой веер, учебные весы, набор «Танграм», набор геометрических фигур,
рабочие листы к занятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и
чертёжные принадлежности.

1.Агаркова Н. В. Нескучная
математика. 1 – 4 классы.
Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать.
Занимательные логические задачи,
тесты и упражнения для детей 8 –
11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е.
Секреты квадрата и кубика. М.:
«Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия
математического кружка. 3 – 4
классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение
нестандартных задач — средство
развития логического мышления
младших школьников // Начальная
школа. —
2009. — № 7.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая
книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и
словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8.Игры со спичками: Задачи и
развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма
«Вуал», 1993.
9.Лавриненко Т. А. Задания
развивающего характера по
математике. Саратов: «Лицей»,
2002
10 Лавлинскова Е.Ю. Методика
работы с задачами повышенной
трудности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие
творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные
материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых
логических и математических
головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку
на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
15.Труднев В.П. Внеклассная
работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. —
М. : Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А.
«Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными
игровыми задачами. 1 – 4 классы.
М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить
вашего ребёнка решать задачи. М.:
«Грамотей», 2004
18. Методика работы с задачами
повышенной трудности в начальной
школе. М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа»
Ежемесячный научно-методический
журнал.
2. Печатные пособия
2.

Демонстрационные таблицы по темам.
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6
сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1
/ Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,
2010.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6
сериях. Математика вокруг нас : методические
рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И.
Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,
2010.
3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи
таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки»
(сорбонки) для закрепления таблицы умножения и
деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические
пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект
заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание
до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
4. Технические средства обучения
4

ПК
Мультимедийный проектор

5.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница
международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной
школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» —
развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки,
загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры,
презентации в начальной школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Яндекс метрика Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».