План
внеурочной деятельности
в МОУ «Средняя школа № 123 Ворошиловского района
Волгограда»
на 2025 – 2026 учебный год
1. Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности МОУ «СШ № 123» на 2025– 2026 учебный год
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых
результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах,
отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими
рекомендациями
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»,
- Приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. № 874 ««Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ»,
- Приказом Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении Федеральной основной общеобразовательной
программы основного общего образования»,
- Приказом Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.
№ 287»,
- Приказом Минпросвещения России «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» от 31.05.2021 №287,
- Приказом Минпросвещения России от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287»,
- Приказом Минпросвещения России от 05.12.2022 №1063 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения
РФ от 22 марта 2021 года №115»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» от
23.08.2017 №816,
- Письмом Министерства просвещения РФ «О направлении методических рекомендаций» от
19.03.2020 №ГД-39/04,
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.01.2023 №03-68 «О направлении информации»,
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2022 №03- 1221 «О направлении информации»,
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.11.2022 №03- 1889 «О направлении информации»,
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций»,
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических
рекомендаций» от 19.03.2020 №ГД-39/04,
- Приказ Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996 - р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 12.11 2020 3 2945-р);
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
- Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287); среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413);
- Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 123 Ворошиловского района Волгограда»;
- Основной общеобразовательной программой муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 123
Ворошиловского района Волгограда».
Настоящий план разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин, обеспечивает широту развития личности учащихся,
учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки учащихся.
План разработан с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения
детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения
гигиенических требований к условиям обучения младших школьников и сохранения их здоровья. Специфика внеурочной деятельности
заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность выбирать себе занятиям по
интересам, приобретать новые знания и компетенции в безоценочной среде, достигать успеха благодаря своим способностям вне
зависимости от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
2. Цели и задачи внеурочной деятельности
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания
учащихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив;
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учебы время.
Задачи воспитания учащихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение
личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения учащимися
общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Задачи внеурочной деятельности:
Обучающие:
Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность. Углубление содержания, форм и методов
занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой.
Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной, эстетической, патриотической, социальной.
Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его
применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Воспитательные:
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Развитие позитивного отношения к базовым общественным
ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
для формирования здорового образа жизни.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к
учению. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных
чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Развивающие:
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности. Развитие личности лицеиста, его творческих
способностей. Формирование потребности в самопознании.
Организационные:
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во
внеурочное время. Организация общественно-полезной и досуговой
деятельности учащихся совместно
с общественными
организациями, ДДТ, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями учащихся.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в лицее.
Организация информационной поддержки учащихся. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Задачи внеурочной деятельности совпадают с задачами духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся,
направлены на достижение воспитательного результата и воспитательного эффекта.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его
участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс
развития личности ребенка (последствие результата).
3. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования Школы в сфере внеурочной
деятельности и может включать в себя:
- внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору учащихся,
родителей (законных представителей);
- внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности учащихся;
‒ внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов,
самореализации учащихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном
окружении;
‒ внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной
организации, класса, занятия, в том числе в творческих, культурных и социальных объединениях по интересам;
‒ внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических
классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и т. д.;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания,
взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
‒ внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия учащихся в пространстве лицея (безопасности жизни и
здоровья лицеистов, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики
различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся)
Согласно решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в лицее
реализуется модель внеурочной деятельности с преобладанием познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по профилю лицея и организационному обеспечению воспитательных мероприятий.
Внеурочная деятельность в МОУ «СШ № 123» организуется по следующим направлениям развития личности:
- духовно – нравственное,
общекультурное,
- социальное,
- спортивно – оздоровительное,
- художественно - эстетическое,
- патриотическое,
- естественно-научное,
Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных
представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии,
кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно – полезная практика, соревнования и
другие. Данные занятия проводятся по выбору учащихся и их родителей. Программы внеурочной деятельности реализуются педагогами
школы. Место проведения занятий – МОУ СШ № 123.
План внеурочной деятельности состоит из двух частей: инвариантной части, рекомендуемой для всех учащихся и вариативной
части.
Инвариантная часть
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ основного общего образования при формировании
плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена инвариантная часть, рекомендуемая для всех учащихся:
• 1 час в неделю - информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном» (понедельник, первый урок, для учащихся 1-11 кл.), целью которых является развитие ценностного отношения
учащихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация
программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей.
Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может
стать предметом бесед классных руководителей со своими классами.
• 1 час в неделю - занятия «Россия-мои горизонты» (6-11 классы), направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей учащихся (в том числе основы предпринимательства), целью которых является развитие ценностного отношения
учащихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
• 1 час в неделю – занятия «Семьеведение» (5-9 классы), Целью курса является введение молодых людей в традиционную для
нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование про семейных ценностно-смысловых установок: брачности,
многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным
образом жизни;
– понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения
исторической памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовнонравственным ценностям,
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
1 час в неделю – занятия «Орлята России» (1-4) классы. Целью курса является удовлетворение потребностей младших школьников в
социальной активности; развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности; формирование социально значимых
качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, команда, семья, здоровье, природа, познание.
• Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся.
Основная цель: развитие способности учащихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
• Занятия по Безопасности жизнедеятельности — 1 час в неделю для учащихся 8-х классов.
Основная цель: подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой
медицинской помощи пи различных видах травм и повреждений.
Вариативная часть.
Социальное направление реализуется через программы курсов «Я -пешеход», «Эколята»
Цель курса «Я – пешеход» - повысить уровень теоретических знаний по ПДД и расширить знания учащихся об истории правил
дорожного движения.
Цель курса «Эколята»: формирование экологической культуры ответственного отношения к природе, воспитание бережного и
уважительного отношения к окружающему миру.
Основными задачами являются:
- развитие познавательных интересов к природе;
- формирование элементарных экологических знаний и представлений;
- привитие навыков безопасного поведения в природной среде;
- формирование потребности в охране окружающей среды.
Общекультурное направление реализуется через тематические мероприятия, игры, экскурсии, конкурсы, кружки.
Патриотическое направление реализуется через курсы «Юнармия»
Цель курса «Юнармия» - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего
поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию,
пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
Разносторонее направление реализуется через курс ДЮП «Огоньки123». Программа ориентирована на создание у школьников
правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение навыков поведения при попадании в
экстремальные и чрезвычайные ситуации.
Группа полного дня реализуется в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований. Осуществляется во время
организации отдыха на свежем воздухе, во время клубного часа, а также во время самоподготовки в индивидуальной, групповой
проектной, исследовательской или творческой деятельности.
4. Режим внеурочной деятельности
В 2025-2026 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-4, 5-9, 10-11
обновленного ФГОС.
классах в соответствие с требованиями
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и
началом занятий внеурочной деятельности не менее 20 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от
возраста и вида деятельности, должна составлять 40 минут, но не более полутора часов в день. Перерыв между занятиями внеурочной
деятельности 10 минут. Домашние задания не предусмотрены.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в школе в течение учебного дня с группой обучающихся, сформированной на базе
класса, параллели с учетом интересов детей, выбора родителей по отдельному расписанию. Наполняемость групп при проведении
занятий составляет не менее 15 человек.
Учащиеся в группах имеют возможность заниматься видами деятельности по интересам.
Реализация часов внеурочной деятельности осуществляется за счет оптимизации внутренних ресурсов учреждения или за счет
бюджетного финансирования и привлечения классного руководителя, педагога-организатора, педагогов школы, социального педагога,
библиотекаря.
Для учащихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах и др.
организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) не более 10 часов в
неделю.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но
являются обязательными для финансирования.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в МОУ СШ № 123. Основное преимущество организации внеурочной
деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в
образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках
основной образовательной программы лицея.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя внеурочную деятельность, которая осуществляется
через классных руководителей, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе и учителей-предметников.
При реализации плана внеурочной деятельности в лицее предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с
учетом образовательных потребностей и интересов учащихся.
Сетка часов плана внеурочной деятельности
№
ФИО
руководителя
1.
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководите6ли
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Шушпанов А.В.
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество часов
в неделю
Класс
Название курса
Количество групп
«Разговоры о важном»
По количеству классов
38
1-11
18
6-11
«Россия – мои горизонты»
По количеству классов
9
3-4
«Орлята России»
По количеству классов
3
5
«Семьеведение»
По количеству классов
1
1-4
«Я - пешеход»
По количеству классов
1
1-4
«Эколята»
По количеству классов
1
8-10
«Юнармия»
1
Сетка часов плана
внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования
на 2025-2026 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности
Названия
Информаци
онная
культура
«Разговоры о Курс
важном»
Гражданско- «Орлята
Форма
организа
ции
Курс
Вид
деятельно
сти
1а
1б
1в
1г
2а
2б
2в
2г
3а
3б
3г
3д
3е
3з
4а
4б
4г
информа
ционнопросвети
тельская
социальн
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
патриотичес
кое
и
коммуникат
ивное
Социальное
России»
ое
творчест
во
«Эколята»
Курс
ЮИД «Я
пешеход»
Итого за неделю
Итого за учебный год
- Курс
Социальное
просвети
тельская
просвети
тельская
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
3
85
Сетка часов плана
внеурочной деятельности
на уровне основного общего образования
на 2025-2026 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности
Названия
Форма
организа
ции
Вид
деятельн
ости
5а
5б
5в
6а
6
б
7а
7б
7в
7г
7д
7е
7р
8а
8б
8в
8р
9а
9б
9в
Информаци
онная
культура
«Разговоры
о важном»
курс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Общеинтелл
ектуальное
«Россия
– курс
мои
горизонты»
«Семьеведе курс
ние»
информ
ационн
опросвет
ительск
ая
Профор
иентаци
я
просвет
ительск
ая
просвет
ительск
ая
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Духовнонравственно
е
Социальное
Патриотиче
«Безопаснос
ть
жизнедеятел
ьности»
«Юнармия»
курс
курс
Патрио
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
ское
Общеразвив
ающее
ДЮП
«Огоньки
123»
Итого за неделю
тическа
я
Разност
ороннее
курс
Итого за учебный год
0,5
0,5
0,5
0,5
0,
5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
2,5
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
3
3
3
51
51
51
85
2,
5
85
136
136
136
136
136
136
136
170
170
170
170
102
102
102
Сетка часов плана
внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования
на 2025-2026 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности
Названия
Информаци
онная
культура
Общеинтелл
ектуальное
Духовнонравственно
е
Социальное
«Разговоры
важном»
Форма
организа
ции
о курс
«Россия – мои курс
горизонты»
Семьеведение
Курс
Индивидуальный
проект
Итого за неделю
Итого за учебный год
Курс
Вид деятельности
10а
11а
информационнопросветительская
1
1
профориентация
1
1
информационнопросветительская
1
1
информационнопросветительская
1
1
4
136
4
136