РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для 5-9 классов
основного общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 5-9 классов
и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждѐнный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.09 №373
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как
частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни
человека
Задачи:
- способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости понятия
«семья», необходимости беречь ее;
- способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их
достижения;
- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и
общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам
семьи;
- развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
- раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой
семьи;
- определить роль членов семьи;
- способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;
- добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения
основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности
сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;
-познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и
ведение домашнего хозяйства;
- формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
- способствовать формированию культурного поведения в семье;
- познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и
помочь овладеть ими;
- побудить учащихся
к изучению истории своей семьи, ее традиций,
бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;
- снижение асоциального поведения среди подростков
- формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;
- содействие
усвоению
учащимися
собственной
системы
семейных
ценностей;
- способствовать
формированию
бережного
отношения
к семейным
документам и семейным реликвиям
- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;
- дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней
дисциплин;
- прививать основные умения исследовательской работы;
- научить приемам оформления генеалогической информации, приемам
исследования разных генеалогических источников;
- научить правилам оформления исследовательской работы
- способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения
к семейно-родовой истории.
- развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями,
формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить
привязанность к членам своей семьи;
- научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и
стариках.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали,
психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии,
анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа
жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место
уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и
тестирование, игровое моделирование.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни,
но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Семьеведение» в 5-9 классах отводится 34 часа в год, из расчѐта 1 час в
неделю. Программа реализуется на классных часах.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала,
анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической
работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы.
Изучаются методы
самодиагностики, обработки полученных данных. В личностнопсихологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию
настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная, графическая, чтение,
работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий,
проверка их исследовательских работ;
в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих
и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные
наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной программы:
выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений,
фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей семье, к
ее истории, гордости за еѐ достижения, за свою семью и предков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- овладение навыкам составления герба семьи;
- овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;
- овладение приѐмам общения с членами семьи;
- формирование навыка
поиска
информации и надлежащим образом еѐ
оформлять;
- формирование навыка работы в группах;
овладение
приѐмам
саморегуляции
и
конструктивного
решения
возникающих в семейной жизни проблем;
- понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;
- понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать своѐ предположение.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план, таблицу, схему,
подробно пересказывать небольшие тексты.
-осуществлять анализ и синтез.
-устанавливать причинно-следственные связи.
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания.
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную
точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения.
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
- знание истории своей семьи и своего рода в целом;
- знание основных понятий курса;
- знание системы родства и свойства, термины русского родства;
- знание происхождения имен и фамилий;
- знание функций и виды семей;
- знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой
семьи;
- знание навыков культурного поведения в семье;
- значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации
труда, правила ведения домашнего хозяйства;
- знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (32 часа + 2 часа резервное время)
1.
Семейная родословная (4 ч)
Представление детей о родственных связях, о семейной родословной. Доброжелательное,
уважительное отношение к своим родственникам, стремление поддерживать добрые семейные
отношения.
2.
Семья и здоровый образ жизни (4 ч)
Представление учеников о семье и здоровом образе жизни, об отношениях членов семьи
друг к другу. Интерес к семейным делам. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим
людям.
3.
Особенности уклада, строя жизни семьи (4 ч)
Представление о ведении домашнего хозяйства. Планирование и организация домашних
дел, осознанное отношение к своим обязанностям в семье. Уважение к труду старших.
4.
Незаменимость семьи для человека (4 ч)
Представления учеников о незаменимости семьи для человека, об отношениях членов
семьи друг к другу. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям.
5.
Преемственность поколений (4 ч)
Представление о преемственности поколений. Любовь и уважение к старшим членам
семьи.
6.
Содержание семейного общения (4 ч)
Представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень хорошо вместе.
Любовь и забота о каждом члене семьи.
7.
Современная семья глазами ребѐнка. Тест «Идеальная семья» (4 ч)
Представление учащихся о семье с их точки зрения. Знакомство учащихся с особенностями
семей своих одноклассников, семейными ценностями, традициями и реликвиями каждой семьи в
классе.
8. Урок с родителями «Наша семья» (4 ч)
Интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости за
принадлежность к своей семье, школе, малой Родине, России.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Человек живет семьей
Мои родители
Бабушки и дедушки
Братья и сестры
Христианская семья
Наши имена
Генеалогическое древо семьи
Моя семья – часть моего народа (Беседа)
Святость материнства (Устный журнал)
Семейный досуг
Занятие семьи в свободное время (Коллективное рисование)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк)
Семья и здоровье
Роль медицинских работников в создании семьи (выступление
мед. работника)
1
1
1
15
Физическая культура (Разучивание комплекса физических
упражнений)
1
Дата
16
Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на свежем
воздухе)
1
17
18
Семья вместе - и душа на месте (Конкурс рисунков)
Семейные праздники. Изготовление подарков
(Практическая работа)
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
Семейные будни
Семейный бюджет
Сберегательная книжка
Наша дом – наша квартира
Дом и уют
Кто следит за порядком в доме и создает уют?
Как создать уют в своей комнате
Составление меню на выходной день для всей семьи (игра)
1
1
1
1
1
1
1
1
27 Уход за комнатными растениями
28 Уход за домашними животными (Практическая работа)
29 Особенность уклада, строя жизни семьи
30 Как защитить свой дом (Дискуссии)
31 Интересные случаи в своей семье
32 Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)
33 Обобщающее занятие
Итого (+ 1 резервный час)
1
1
1
1
1
1
1
34
6 класс (34 часа)
Вводное занятие.
Уроки повторения изученного в 5 классе материала
«Моя семья - чудесное место для жизни» (3 ч) Семья как
пространство жизнедеятельности (3 ч).
Группы потребностей человека. Основные понятия: жизнедеятельность, потребность,
Наши роли в семье (2 ч.)
Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина.
Основные понятия: семейная роль.
Разговор об этикете (1 ч.)
Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет.
Правила общения. Основные понятия: этикет, придворный этикет, дипломатический этикет,
воинский этикет, общегражданский этикет
Семейный этикет (2 ч)
Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи. Основные понятия: семейный этикет,
взаимопонимание.
Добро, зло, терпимость (2 ч)
Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
Основные понятия: добро, зло, терпимость.
Доброта в нас и вокруг нас. (2 ч)
Культурное поведения в семье. Основные понятия: доброта,
сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность. Семья в моей
жизни.
Эти вредные конфликты. (2 ч.)
Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени
конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные. Основные понятия:
конфликт, межличностный конфликт, эмоции.
Как преодолеть конфликт в семье (4 ч)
Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс.
Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через
посредника. Основные понятия: конфликт, консенсус, компромисс, приспособление, избегание.
Твои права, подросток. Конвенция о правах ребенка. Права школьников.
(3 ч).
Конвенция о правах ребенка. Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в
трудном положении. Права подростков. Права школьников. Основные понятия: Конвенция о
правах ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права школьников.
Ответственность. (3 ч).
Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких,
нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения. Основные понятия:
ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то, ответственность за кого-то
Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч).
Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха. Основные понятия: успех, ситуация
успеха,
Экономика семьи (3 ч.)
Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые.
Семейный бюджет. Основные источник и дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы
семьи. Основные понятия: ресурсы семьи, семейный бюджет, доходы, расходы.
Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)
Тематическое планирование
№
Тема
Содержание
Колво
часов
1
Вводное занятие.
«Моя семья - чудесное
Итоги проектирования в 5 классе
1
место для жизни»
Уроки повторения изученного в 5
классе материала
Викторина по семьеведению
1
Группы потребностей человека.
1
различных
Проживание
значимых
эмоционально
жизненных событий
Основные
понятия:
жизнедеятельность, потребность,
1
Семейная
роль.
отношения.
1
2
(3 ч)
3
4
5
Семья
как
пространство
жизнедеятельности (3
ч).
6
7
Наши роли в семье (2
ч.)
8
9
Разговор об этикете
(1 ч.)
10
Семейный этикет (2
ч)
13
1
Поведение
в
семье.
Качества 1
семьянина.
Основные
понятия:
семейная роль.
Придворный
этикет. 1
Дипломатический
этикет.
Воинский
этикет.
Общегражданский этикет. Правила
общения.
Основные
понятия:
этикет,
придворный
этикет,
дипломатический этикет, воинский
этикет, общегражданский этикет
Семейный этикет.
1
Семейный этикет в разные эпохи. 1
Основные понятия: семейный этикет,
взаимопонимание.
11
12
Внутрисемейные
1
Добро, зло, терпимость
(2 ч)
Добро. Зло. Терпимость.
1
Правила,
выполнение
которых
ведет
к
взаимопониманию.
Основные
понятия:
добро,
зло,
терпимость.
1
Дата
14
поведения
в семье.
Доброта в нас и вокруг нас. Культурное
Основные
понятия:
доброта,
(2 ч)
сочувствие,
сопереживание,
помощь,
ответственность,
обязательность.
Семья в моей жизни.
15
16
Эти
конфликты.
(2 ч.)
вредные
1
1
Конфликт. Конфликт в семье. Причины 1
конфликтов. Ступени конфликта.
Виды конфликта: конструктивные и 1
неконструктивные. Основные понятия:
конфликт,
межличностный
конфликт, эмоции.
17
Как
преодолеть
конфликт в семье
Конфликтные ситуации.
1
Сотрудничество. Компромисс.
1
20
Приспособление. Избегание.
1
21
Правила
успешного
общения
в 1
конфликтной
ситуации
через
посредника.
Основные
понятия:
конфликт, консенсус, компромисс,
приспособление, избегание.
18
19
(4 ч)
24
Твои
права,
подросток. Конвенция о
правах ребенка. Права
школьников.
(3 ч).
25
Ответственность. (3 ч).
22
23
26
27
Конвенция о правах ребенка.
1
Жизненные ситуации, где ребенок
оказывается в трудном положении.
1
Права
подростков.
Права
школьников. Основные
понятия:
Конвенция
о
правах
ребенка,
жизненные
ситуации,
права
подростков, права школьников.
Ответственность.
1
Положительное
и отрицательное
влияние
наших
поступков
на
близких,
нас
самих,
на
окружающих.
Последствия
ответственного
поведения.
Основные
понятия:
ответственность,
эгоизм,
ответственность
перед
кем- то,
ответственность за кого-то
1
1
1
28
Ситуация успеха в
29
твоей жизни. (3 ч).
30
31
Экономика семьи (3
ч.)
Ситуация успеха.
1
Правила создания ситуации успеха
1
Основные
понятия:
ситуация успеха,
1
успех,
Ресурсы
семьи:
материальные,
трудовые,
энергетические,
информационные, финансовые.
1
32
Семейный бюджет. Основные источник 1
и дохода семьи: фиксированные и
переменные.
33
Расходы семьи.
ресурсы семьи,
доходы, расходы.
34
Заключительный
урок.
Семейное
жизнеустройство (1 ч.)
Основные
семейный
понятия: 1
бюджет,
1
7 класс (34 часа)
«Психологический микроклимат семьи»
Вводное занятие.
Уроки повторения изученного в 6 классе материала
«Семья. Этикет. Доброта и терпимость. Конфликты. Ответственность.
успех» (3 ч)
Брак как основа семьи. (2 ч)
Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности
брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив
брака. Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.
Основные понятия: брак, семья, любовь
Семья как социальный институт (2 ч.)
Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных еѐ форм.
Супружеская семья и отношения между еѐ членами.
Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи Основные понятия:
семья, социальный институт.
Социально-психологический статус семьи (2 ч.)
Основные понятия: социально-психологический статус, адаптация.
Социально-психологический климат в семье (2 ч.).
Микроклимат
семьи, его влияние на детей. Социально-психологический
климат в семье и пути его достижения
Основное понятие: социально-психологический климат
Страна эмоций. Чувства и эмоции, которые мы переживаем (2 ч.) Эмоции и их виды,
чувства и их виды. Основные понятия: эмоции, чувства. Чувства, которые мы
переживаем в семье (3 ч)
Чувства,
которые
мы
переживаем
в семье.
Способы
преодоления
отрицательных чувств в семье. Основное понятие: чувства
Связанная с семьей тревожность (2 ч.)
Признаки тревожности в семье. Основные понятия:
тревожность.
Преодоление тревожности в семье (2 ч)
Здоровые способы преодоления тревожности в семье
Основные понятия: способы преодоления тревожности, расслабление
Как перестать беспокоиться (1ч.)
Беспокойство. Проявления беспокойства. Способы его преодоления. Основное понятие:
беспокойство
Как преодолеть страх (1ч.)
Страх. Проявления страха и способы его преодоления
Основное понятие: страх
Пойми меня (1ч.)
Основные понятия:
На пути к гармонии (1ч.)
Основное понятие: гармония
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других (1ч.)
Основные понятия: индивид, индивидуальность
Мое «Я» (1ч.)
Основные понятия: личность, самопознание
Скажи себе: «Сам» (1ч.)
Основные понятия: самопознание
Родители и дети (3 ч.)
Виды отношений между людьми. От кого зависят взаимоотношения в семье. Основные
понятия: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, синтагонизм.
Семейное право в России: XXI век (2 ч.)
Семейные правоотношения.
«Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской
Федерации». Основные понятия: права, обязанности, Семейный кодекс РФ
Я-ребенок! Я–гражданин! (1 ч.)
Основные понятия: ребенок, гражданин. Конвенция о правах ребенка, права и обязанности
подростков, школьников.
№
Тематическое планирование
Тема
Содержание
1
2
3
4
Вводное занятие
Семья. Этикет. Доброта и
терпимость. Конфликты.
Ответственность. успех (3
ч)
Цели и задачи курса
Семья. Этикет
Доброта и терпимость
Ответственность. успех
5
Брак как основа семьи. (2
ч)
Исторические
Понятие брака
Семья
как
институт
(2 ч.)
социальный
10
11
Социально- психологический
статус
семьи (2 ч.)
Социально- психологический
климат в семье (2 ч.).
1
Социальные
и 1
индивидуально-личностные основы
семьи
Социально-психологический статус 1
семьи
Социальная адаптация семьи
Микроклимат
семьи,
влияние на детей
Социальнопсихологический
климат
семье и пути его достижения
12
13
14
Страна эмоций. Чувства и Эмоции и их виды,
эмоции,
которые
мы Чувства и их виды
переживаем
(2 ч.)
15
Чувства,
которые
переживаем в семье (3
ч)
16
1
Понятие
традиционной
и 1
современной семьи как основных
еѐ форм.
8
9
брака.
Мотивы вступления в брак.
Любовь как основной мотив
брака.
6
7
корни
Колво
часов
1
1
1
1
мы
Чувства,
которые
переживаем в семье
Анализ ситуаций
его
1
1
1
в
1
1
мы
1
1
Дата
Способы
преодоления
отрицательных чувств в семье
17
18
Связанная
тревожность
(2 ч.)
с
семьей
Признаки
семье
тревожности
1
в
1
Основные понятия:
тревожность.
1
Здоровые
способы
преодоления тревожности в семье
1
Основные понятия: способы
преодоления
тревожности,
расслабление
1
Как перестать
беспокоиться
(1ч.)
Как преодолеть страх (1ч.)
Беспокойство.
беспокойства.
преодоления
1
Страх. Проявления страха и
способы его преодоления
1
Пойми меня
(1ч.)
На пути к гармонии (1ч.)
Анкетирование учащихся
1
Основное понятие: гармония
1
26
Привет, ндивидуальность, или
чем я отличаюсь от других
(1ч.)
Основные понятия: индивид,
индивидуальность
1
27
Мое «Я» (1ч.)
Основные понятия: личность,
самопознание
1
28
Скажи себе: «Сам» (1ч.)
понятия:
1
29
Родители и дети (3 ч.)
Основные
самопознание
Виды
отношений
людьми
между
1
30
От
кого
зависят
взаимоотношения в семье
1
31
Основные
сотрудничество,
соревнование,
синтагонизм
1
19
20
Преодоление тревожности в
семье
(2 ч)
21
22
23
24
25
32
33
34
Семейное право в России: XXI
век (2 ч.)
Я
ребенок!
гражданин! (1 ч.)
Я
Проявления
Способы
его
понятия:
паритет,
конкуренция,
Семейные правоотношения.
1
Семейный кодекс РФ
1
Конвенция
о
правах
ребенка,
–
1
права и обязанности подростков,
школьников.
8 класс (32 часа + 2 часа резервного времени)
Введение в дисциплину (1 ч)
Постановка целей и задач курса. Выбор тем для проектов
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч)
Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Изучение новых понятий,
обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе
партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)
Анализ объективных и субъективных мотивов расторжения брака для детей и взрослых,
проблем в повторном браке.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе (2
ч)
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения». Понятие семьи,
еѐ происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1 ч)
Изучение понятия «семья», еѐ социальных и индивидуальных функций в современном обществе.
Структура семьи, еѐ социальные типы и модели (2 ч)
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в
западной и восточной культурах.
Демографическая ситуация в мире (2 ч)
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.
Социально-демографические
особенности
и
тенденции
развития
института семьи в Российской Федерации (1 ч)
Анализ
данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения
кризисного положения в институте семьи.
Подготовка к празднованию Дня матери (1 ч)
Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.
Проведение
праздничного
мероприятия,
посвященного
Дню матери (29
ноября)
Семейные отношения как объект права (1 ч)
Изучение Семейного кодекса РФ.
Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)
Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского
состояния.
Права и обязанности родителей и детей (2 ч)
Изучение
правовых
документов
РФ по определению
перечня
прав и
обязанностей родителей и детей.
Семейный бюджет (1 ч)
Разработка
собственного
бюджета
семьи, анализ
различных
вариантов
расходов и доходов семейного бюджета.
Отношение
к детям в современной
семье. Роль матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на
протяжении последних десятилетий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания
ребенка.
Семья как среда общения и воспитания (1 ч)
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина.
Типы воспитания детей родителями (1 ч)
Анализ
методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин
выбора.
Типы семей с негативным воспитательным потенциалом (1 ч)
Анализ
последствий
для
детей
ошибочных
форм
воспитательного
воздействия со стороны родителей.
Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе
различных типов семьи
Альтернативные формы брака и семьи (1 ч)
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1 ч)
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.
Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)
Работа над созданием
презентации о
своей семье
– еѐ генеалогического
древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.
Значение семейных ценностей в современном мире (2 ч)
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и
восточных странах мира.
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (1 ч)
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»
Заключительные уроки. Подведение итогов (3 ч)
№
Тематическое планирование
Тема
Содержание
1
Введение в дисциплину (1 ч)
2
Понятие
брака,
его
социальная
сущность,
функции и виды (2 ч)
3
4
5
6
7
Мотивы расторжения брака.
Повторный брак и его
проблемы (1 ч)
Гендерные отношения и
трансформация гендерных
ролей
в
современном обществе
(2 ч)
Понятие
семьи,
происхождения
еѐ
как
Постановка целей и задач 1
курса.
Выбор
тем
для
проектов
Отличия брака от семьи.
Брачный возраст и выбор
партнера
Изучение новых понятий,
обсуждение
функций,
типов брака
Анализ
объективных
и
субъективных
мотивов
расторжения брака
Изучение понятий
«гендер», «гендерные
роли», «гендерные
отношения»
Гендерные
отношения
и
трансформация гендерных ролей
Изучение понятия «семья»,
еѐ
социальных
и
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
Дата
социального
Роль семьи
(1 ч)
8
Структура
социальные
модели (2 ч)
института.
в обществе
семьи,
типы
еѐ Анализ типов семьи
группы
и малой
традиционном
современном обществе
9
10
индивидуальных
функций
в современном обществе
Демографическая ситуация в
мире (2 ч)
11
как 1
в
и
Модели семьи
1
Выступление с рефератами о
демографических
особенностях стран мира
1
Выступление с рефератами о
демографических
особенностях стран мира
1
12
Социально- демографические
особенности и тенденции
развития
института
семьи
в
Российской
Федерации (1 ч)
Анализ
данных 1
статистики
и
демографии,
существующих проблем, путей
изменения
кризисного положения в
институте семьи
13
к
Подготовка
Дня
празднованию
матери (1 ч)
Семейные
отношения
как объект права (1 ч)
Порядок
заключения
и
расторжения брака (1 ч)
Учащиеся
готовят
рассказы о своих мамах, учат
стихи и песни
Изучение Семейного
кодекса РФ.
1
Изучение
процедуры
заключения
брака,
технологии ведения записи
актов
гражданского
состояния
1
Права
и
обязанности
родителей и детей (2 ч)
Изучение
правовых 1
документов РФ
Изучение
правовых 1
документов РФ
Разработка
собственного 1
бюджета
семьи,
анализ
различных
вариантов
расходов и доходов
семейного бюджета
14
15
16
17
18
Семейный бюджет (1 ч)
19
Отношение
к
детям
в
современной семье. Роль
матери и отца в воспитании
детей (2 ч)
20
1
Анализ
роли
детей
в 1
современных
семьях,
трансформация
отношений
родителей к детям на
протяжении
последних
десятилетий
Ролевые установки матери и 1
отца в процессе воспитания
ребенка.
21
методов
Семья как среда общения и Анализ
1
воспитания
детей,
выбор
воспитания (1 ч)
оптимального варианта,
анализ причин выбора
22
Типы
семей
с Анализ последствий для детей 1
форм
негативным воспитательным ошибочных
воспитательного
потенциалом (1 ч)
воздействия
со
стороны
родителей
23
Тактики семейного
воспитания в различных
типах семьи (1 ч)
Предложение
собственных 1
тактик
семейного
воспитания учащимися
при анализе различных типов
семьи
24
Альтернативные формы
брака и семьи (1 ч)
Поиск материалов в печати, в 1
массовых журналах, сообщения
на уроке.
25
Тенденции,
причины
развития альтернативных
форм
брачно-семейных
отношений (1 ч)
Анализ
тенденций
1
развития
альтернативных
вариантов брака и семьи в
современном мире
26
над
созданием 1
Подготовка
к Работа
празднованию Дня семьи (15 презентации о своей семье – еѐ
генеалогического древа, рода
мая) (1 ч)
занятий членов, выполняемых
семейных обязанностей.
27
Значение
ценностей
мире (2 ч)
28
в
семейных
Семейные ценности
1
современном
Анализ
тенденций
с 1
сохранением или распадом
семейных
ценностей
в
западных и восточных
странах мира
29
Роль семьи в годы Великой Написание
эссе на тему
Отечественной войны (1 ч)
«Моя семья, мой род
в
годы
Великой
Отечественной войны»
1
30
Заключительные
уроки.
Подведение итогов (3 ч)
Заслушивание эссе
1
31
Защита портфолио
1
32
Защита проектов
1
9 класс (32 часа+2 часа резервного времени)
Детство, супружество, родительство, родство, поколение (4 ч)
Основные понятия: семья, брак, супружество
Семья и экономика (4 ч)
Основные понятия: бюджет, экономика, деньги. Шесть шагов процесса по планированию
финансов. Основные способы защиты от нежелательных явлений
Семья и право (4 ч)
Основные понятия: норма, порядок, закон, семья. Основные принципы законодательного
регулирования семейных отношений. Условия вступления в брак
Семья и культура. Семейные ценности (4 ч)
Основные понятия: нравственный, ценный. Общая культура семьи, проведение семейного
досуга, духовные потребности семьи
Происхождение семьи. Семья и национальная культура (4 ч)
Основные понятия: семья, брак. Влияние закономерного развития общества на процесс
развития и становления семьи и становления семьи. Некоторые факты из жизни семей великих
людей
Особенности современной российской семьи (4 ч)
Основные понятия: семья, неполная семья, эмансипация женщин. Изменение структуры
семьи на протяжении истории. Социальный кризис в стране. Социальные проблемы современной
семьи
Изменение отношений в семье (4 ч)
Основные понятия: доверие, независимость
Конфликтные семейные ситуации и меры профилактики (4 ч)
Основные понятия: конфликт. Этапы последовательного поведения, направленные на
преодоление конфликтов Стратегии решения конфликтных ситуаций
№
1
2
Тематическое планирование
Тема
Содержание
Детство,
супружество, Этапы развития человека
родительство,
родство,
поколение (4 ч)
Виды супружеских отношений
Кол.часов
1
1
3
Классификация семей
1
4
Родство, поколения
1
5
Семья и экономика (4 ч)
Основные
понятия:
экономика, деньги
бюджет,
6
Шесть
шагов
процесса
планированию финансов.
7
Доходы и расходы семьи
1
8
Основные способы защиты от
нежелательных явлений
1
Основные
понятия:
порядок, закон, семья
норма,
1
принципы
1
9
10
11
Семья и право (4 ч)
Основные
законодательного
регулирования
отношений.
Семейный кодекс РФ
по
1
1
семейных
1
Дата
Условия вступления в брак
12
13
14
1
Семья
и
культура. Семья и культура.
Семейные ценности (4 ч)
Семейные ценности
1
1
15
Основные
нравственный, ценный
понятия:
1
16
Общая
культура
семьи,
проведение семейного досуга
1
17
18
19
Происхождение
семьи. История происхождения семьи
Семья
и
национальная
культура (4 ч)
Особенности
семьи
на
различных
этапах
развития
общества
Семья и национальная культура
Некоторые
факты
семей великих людей
20
21
Особенности современной
российской семьи (4 ч)
22
из
1
1
1
жизни
1
Основные
понятия:
семья,
неполная
семья, эмансипация
женщин
Изменение структуры семьи на
протяжении истории
1
1
23
Социальный кризис в стране и семья 1
24
Социальные
современной семьи
Изменение отношений в
семье (4 ч)
проблемы
1
Доверие и независимость
1
26
Анкетирование учащихся
1
27
Степень
членов семьи
1
28
Анкетирование учащихся
25
29
30
31
32
ответственности
1
Конфликтные
семейные Конфликт. Виды конфликтов
1
ситуации
и
меры
профилактики (4 ч)
Этапы последовательного поведения, 1
направленные на преодоление
конфликтов
Стратегии решения
конфликтных ситуаций
Поведение
человека
конфликтной ситуации
1
в
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
№
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование объектов и средств учебно- методического и
материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Семьеведение». Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
Печатные и демонстрационные пособия
Карточки с заданиями для 5-9 класса
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в программе и методических пособиях
Технические средства обучения (ТСО)
- Мультимедийное оборудование / интерактивная доска/
- Ноутбук
- Колонки
- Персональный компьютер с принтером
Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:
электронное приложение к учебнику, тренажеры, компьютерные
игры, презентации
-Презентации, соответствующие содержанию предмета
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ )
Количество
1
1
1
1
1