1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 1.1. Пояснительная записка программы Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – гражданин России» имеет социально-гуманитарную направленность и создана для социализации учащихся, осознания себя гражданином своей страны, края, активным жителем своего города. Программа дает возможность учащемуся подростку овладеть основными понятиями современных наук о социуме, а также развивает коммуникативные компетенции, формирует всесторонне развитую личность, способствует становлению гражданской позиции у подростка. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07.12.2018; 3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция); 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Краевыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ. Актуальность программы «Я – гражданин России». В условиях современного быстро меняющегося мира востребован человек, способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя ответственность, умеющий работать в команде, осознающий себя полноценным членом как малого коллектива, так и общества в целом. В современных реалиях уже с юного возраста необходимо формировать у учащихся понимание основ гражданского общества и его ценностей. Учащиеся овладевают основными понятиями граждановедения, обществознания и права, учатся анализировать и аргументировать свою позицию и точку зрения, формулировать собственное отношение к явлениям современного общества и ряду актуальных проблем; развивают критическое мышление и навыки коммуникации. Новизна программы заключается в применения инструментария функциональной грамотности для формирования у учащихся целостных знаний и представлений об окружающем мире. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, предполагает личностно ориентированный подход, направленный на развитие и становление личности, её самореализацию и свободное самовыражение. Обучение по данной программе не только расширяет объём знаний по гуманитарным предметам – обществознанию, истории, географии и смежным наукам, расширяет общий кругозор, даёт знания, необходимые как для успешной самореализации, так и самосознания себя членом гражданского общества. Главная отличительная особенность данной образовательной программы от аналогичных заключается в региональном компоненте. Тематика программа выстроена от глобальных ценностей и понятий к локальным, так чтобы учащийся мог одновременно осознать себя и гражданином мира, и гражданином России, и жителем своего города, посёлка или хутора. Также отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий в том числе в условиях режима «повышенной готовности» других форс-мажорных обстоятельств Адресат программы – учащийся от 11 до 16 лет. В объединении могут заниматься учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Программа предназначена для учащихся с различными психофизическими возможностями здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается выбор проектов в соответствии со степенью работоспособности и интересами каждого учащегося. В программе предусмотрена возможность обучения и одарённых детей, детей, состоящих на различных видах профилактического учёта по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). ИОМ разрабатывается в начале учебного года, после диагностики обучающегося (см. Приложение 2), где учитываются его пожелания, интересы, склонности к тому или иному виду филологической деятельности. Уровень программы – ознакомительный. Срок реализации программы - 1 год, объемом 72 часа. Форма обучения – очная (с возможностью электронного обучения с применением дистанционных технологий). Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа (или 2 раза в неделю по 1 академическому часу) Еженедельное количество и продолжительность он-лайн занятий / консультаций по классам регулируется требованиями СанПиН, а также объемом учебного времени, отводимого конкретному программе, Учебным планом, а именно рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на занятии не должна превышать: для детей 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут. Особенность организации образовательного процесса Группы формируются из состава всех желающих. Состав группы разновозрастной. Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер-классы, деловые игры, тренинги, выездные тематические занятия, исследовательская и проектная деятельность, выполнение самостоятельной работы. Учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции Zoom по темам. Offline – учащиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи учащегося. Рефлексия по пройденному материалу, по отработке ошибок в выполнении заданий осуществляется или по сотовой связи или любыми другими возможностями, доступными учащимся. Программой предусмотрено осуществление мониторинга соответствия результатов освоения учебного материала заявленным целям в формах, определенных п.п.2.3, 2.4 настоящей программы в сроки: промежуточная аттестация на 32 занятии, итоговая аттестация на 72 занятии. 1.2. Цель программы – содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях обучения истории России, обществознанию и гражданскому праву. Конкретизация цели осуществляется через следующие блоки задач: Личностные: - формировать у учащихся общественно активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме; - развивать у подростков критическое мышление; - воспитание гражданственности, гуманистического взгляда на развитие гражданского общества в России; - воспитание социально активной личности, готовой стать активным участником гражданского общества, ощущать себя гражданином России, активным жителем своего города или посёлка; метапредметные: - развивать мотивацию общественной деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности: - обучить приемам коллективной и самостоятельной работы, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооценке; - организовать возможность разнообразной практической (творческой, проектной) деятельности, обеспечивающей развитие личности детей и подростков; предметные: - развить устойчивый познавательный интерес к истории России, права, обществознанию, культурной и духовной жизни Российской Федерации; - включить в активную познавательную деятельность; - способствовать приобретению знаний, умений, навыков, компетенций в данном направлении. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для учащихся ставятся следующие задачи: формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях, др. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план № п/ п Наименование разделов, блоков, тем Всего, час. теория практика Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие 1 1 2 Человек и общество 10 7 3 Текущий контроль / Рефлексия содержания учебного материала 3 Социальное и политическое устройство России 11 8 3 Текущий контроль / Тестирование Первичная диагностика 4 Права человек в современном мире и России 7 3 Текущий контроль /Выполнение практических заданий 5 Россия как 13 многонациональное государство 10 3 Промежуточный контроль / Тестирование 6 Духовная культура России 16 9 7 7 Мой родной край 10 6 4 Текущий контроль / Выполнение практических заданий 8 Итоговое занятие 1 1 Итоговый контроль Итого: 72 10 48 24 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие Теория: План работы на год. Права и обязанности . Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учащимися. Рассказ об учебных и воспитательных планах на год. Раздел 2. Человек и общество Теория: Происхождение общества. Общество как форма самоорганизации людей. Общество как сложная динамическая система. Человек и индивид. Понятие личности. Личность как субъект общественной жизни. Человек как биосоциальное существо. Становление личности. Самореализация личности. Особенности социальных отношений. Множественность социальных групп. Социальный статус. Понятие семьи. Семья как ячейка общества. Функции семьи. Понятие ценности. Духовные и материальные ценности. Понятие нормы. Духовные и материальные ценности в современном российском обществе. Знание как ценность современного общества. Практика: Выполнение итогового задания по разделу (теста). Раздел 3. Социальное и политическое устройство России Теория: Понятие конституции. История и характеристики российской конституции. Административно-политическое устройство России Современное федеративное устройство России как демократического государства. Исполнительная власть в РФ. Федеральное собрание. Судебная система в России. Особенности экономики России. Демографический состав России и ее субъектов. Города-миллионники. Россия на международной арене. Практика: Подготовка доклада, творческой, исследовательской работы по тематике раздела. Выполнение итогового задания по разделу (теста). Раздел 4. Права человек в современном мире и России Теория: Понятие прав человека. Соотношение прав человека и прав гражданина. Понятие гражданского общества. Основные черты гражданского общества. Понятие правового государства. Признаки правового государства. Соотношение правового государства и гражданского общества. Социальные нормы и право. Понятие системы права. Правовые системы. Правовые институты. Источник права. Правовые акты. Понятие конституции. Характеристики российской конституции. Понятие гражданского права. Право собственности гражданских и юридических лиц. Понятие уголовного права. Понятие правовой культуры. Типы правовой культуры. Функции правовой культуры. Значение и роль правовой культуры. Понятие правового статуса личности. Понятие об институте защиты прав человека. Международные и российские институты по защите прав человека. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина. Обзор правовых документов по защите прав человека в 7 мире и в России. Выполнение итогового задания по разделу. Практика: Подготовка доклада, творческой, исследовательской работы по тематике раздела. Письменная работа по стилистике текста. Выполнение итогового задания по разделу (теста). Раздел 5. Россия как многонациональное государство Теория: РФ и её субъекты. Территориальный состав РФ. Центральный федеральный округ. Северо-Западный федеральный округ. Южный федеральный округ. Северо-Кавказский федеральный округ. Приволжский федеральный округ. Уральский федеральный округ. Национальный состав России. Этнические группы и народы РФ. Республики в составе РФ. Становление России как многонационального государства. Краткий экскурс в историю Российского государства. Русский язык как государственный. Языки народов России. Функции государственного языка. Правовой статус национальных языков. Изучение национального языка в школе. Культура народов России. Культурное многообразие народов России. Духовная культура народов России. Особенности духовной культуры народов России. Разнообразие духовных верований народов России. Практика: Подготовка доклада, творческой, исследовательской работы по тематике раздела. Письменная работа по стилистике текста. Выполнение итогового задания по разделу (теста). Раздел 6. Духовная культура России Теория: Вводная лекция к разделу. Понятие духовного мира. Особенности духовного мира человека. Понятие духовной культуры. Формы и особенности духовной культуры. Мораль, ее сущность и структура. Функции морали. Понятие ценности. Понятие гуманизма. Духовные и материальные ценности. Понятие патриотизма. Беседа с учащимися о любви к своему Отечеству. Понятие познания. Многообразие путей и форм человеческого знания. Образование как вид духовного производства. Цели и задачи образования. Ценности образования. Всеобщий доступ к образованию как достижение современного общества. Понятие совести. Религиозное мировоззрение. Обзор основных религиозных конфессий России. Общее духовное начало всех религий. Понятие трудовой деятельности. Труд как одна из разновидностей человеческой деятельности. Человека как часть природы. Взаимоотношения человека и природы. Природные достояния России. Уникальные особенности и достижения в отечественном музыкальном искусстве. Понятие устного народного творчества. Уникальные особенности и достижения в отечественном изобразительном искусстве. Уникальные особенности и достижения в отечественном театральном и киноискусстве. Выдающиеся памятники 8 культуры и природы России. Практика: Подготовка доклада, творческой, исследовательской работы по тематике раздела. Письменная работа по стилистике текста. Выполнение итогового задания по разделу (теста). Раздел 7. Мой родной край –область. Теория: Административно-территориальное деление , границы, площадь. Краткий экскурс в историю . Занятость населения, промышленность, отрасли народного хозяйства. Климат, экология, туристические места. Музыка, фольклор, литература. Население, национальный состав, межнациональные отношения, обычая народов. Экскурс по основным конфессиям, объектам духовной религиозной культуры . Практика: Подготовка доклада, творческой, исследовательской работы по тематике раздела. Выполнение итогового задания по разделу (теста). Раздел 8. Итоговое занятие Практика: Обсуждение итогов года. Дискуссия на актуальную тему. 1.4. Планируемые результаты Поставленные задачи соответствуют следующим планируемым результатам: предметные результаты: - у учащегося сформирован устойчивый познавательный интерес к граждановедению, обществознанию, праву, а также смежным наукам и предметам; − учащийся имеет теоретические знания и практические навыки в сфере истории России, права и обществознания; - учащийся умеет осознанно использовать понятия гражданского общества, знания о социальном и политическом устройстве Российской Федерации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - учащийся имеет опыт участия в диспутах и круглых столах и конференциях по профилю программы; личностные результаты: - учащийся обладает уверенной гражданской позицией; - учащемуся присущи сформированная культуры общения и поведения в социуме у учащегося, устойчивые навыки свободного общения; − учащийся имеет развитое критическое мышление, креативность, 9 широкий кругозор, культура речи, письма и общения; − учащийся обладает адекватной самооценкой через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий; - учащийся испытывает потребность в творческой деятельности и самореализации в рамках филологической и журналистской деятельности; - учащийся обладает умениями работать самостоятельно и в команде; - учащийся способен находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - учащийся может формулировать и отстаивать собственную точку зрения; - учащийся готов слышать других; метапредметные результаты: - учащийся готов самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - учащийся обладает умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - учащийся обладает развитыми компетентностями в области использования информационно-коммуникационных технологий. При реализации программы (или частей программы) в электронном виде с применением дистанционный технологий учащиеся овладеют: техническими средствами обучения и программами. навыком самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформ, сайтах, блогах и т.д. умением работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; умением самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность. Способы проверки планируемых результатов: В целях выявления уровня развития способностей и личных качеств учащегося в соответствии с ожидаемыми результатами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – гражданин России» проводится стартовая диагностика, текущий контроль и итоговая (промежуточная) аттестация в виде отчетных мероприятий (презентация и защита проекта, участие в профильных конкурсах. 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарно-учебный график Начало учебного периода определяется Уставом Количество учебных недель – 36 Каникулы – отсутствуют Организованные выезды и экскурсии – по согласованию с принимающей стороной 2.2. Условия реализации программы. Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН. Материально-техническое обеспечение: 1) Занятия проводятся на базе в школе В кабинетах имеется необходимое материальнотехническое обеспечение. Кабинеты рассчитаны на групповые занятия с учащимися. В кабинетах имеется необходимый материал и литература. Кабинеты оснащены аудио-, видео-, компьютерной и копировальной техникой, передвижной интерактивной доской. 2) Программа может быть реализована на основе договора o сетевой форме реализации образовательной программы,. Организация-участник предоставляет ресурсы, необходимые для реализации данной программы такие как: помещение, мебель, оборудование. При этом программа для учащихся реализуется на бюджетной основе за счет субсидий, предусмотренных Базовой организацией. Количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. В зависимости от места дислокации, группы могут быть сформированы как 11-16 человек, так и 17-25 человек. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: для реализации программы желательного наличие ноутбука или компьютера в классе, проектора, колонок. Преподаватель по своему желанию может организовать раздачу наглядных пособий по темам учебного плана программы. Информационное обеспечение: в ходе реализации программы учащиеся самостоятельно по заданию педагога или во время проведения занятия будут обращаться к аудио и видеозаписям, интернет-источникам, к примеру, при подготовке к интервью. Кадровое обеспечение. Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания, а также других школьных гуманитарных предметов. На период режима «повышенной готовности», или любых других форсмажорных обстоятельств, при электронном обучении с применением дистанционных технологий так же требуется наличие либо компьютера (с колонками, веб-камерой), либо планшета, смартфона с возможностью выхода в Интернет; установленной бесплатной программы для участия в onlineвидеоконференций, вебинаров и т.д. (Zoom, Webex, WhatsApp и др.). 2.3. Формы аттестации. Формы аттестации предполагают выполнения ряда заданий в соответствии со спецификой программы: 1. Опрос по изученному материалу. 2. Тестирование 3. Самостоятельная подготовка и проведение клубного мероприятия на определенную тему. 2.4. Оценочные материалы. Оценка качества освоения программы производится при помощи: − тестирования (теория); − подготовки доклада, выступления; − педагогических наблюдений (карты диагностики и карты контроля). В конце объемных теоретических и практических разделов учебного плана проводится промежуточный срез (фронтальный контроль) на предмет усвоения образовательной программы. 2.5. Методические материалы. В ходе реализации данной программы используются следующие методы обучения и воспитания: − интерактивные методы; − методы проблемного обучения; − методы креативной педагогики: открытые задачи; методы критического мышления и др. - словесный - репродуктивный; - частично-поисковый, - исследовательский - проблемный; - игровой, - дискуссионный, - проектный - стимулирование; - мотивация. Технологии: - здоровьесберегающие технологии; − технологии сотрудничества; − игровые технологии; − информационно-коммуникационные технологии; - технологии дифференцированного обучения, - технологии развивающего обучения, - технологии проблемного обучения, - технология исследовательской деятельности, - технология проектной деятельности, - коммуникативная технология обучения, - технология развития критического мышления через чтение и письмо, - технология портфолио, - технология-дебаты. Занятия проходят в следующих формах: - лекции - ролевые игры, - эвристические беседы, дискуссии, семинары, - творческие и практические работы, - викторины, конкурсы, - выездные и экскурсионные занятия; - встречи с интересными людьми; - мастер-классы; - исследовательская деятельность (конкурсы, конференции) и др. Для реализации программы используются следующие дидактические материалы: - раздаточный материал; - печатные материалы по теме занятий; - карточки с заданиями для практических занятий; - видео по отдельным темам учебного плана; - презентационные материалы к занятиям. Алгоритм учебного занятия. Этапы учебного занятия: 1. Вводная часть 2. Повторение изученного материала (устный опрос по пройденному материалу, проверка домашнего задания) 3. Усвоение нового материала 4. Практическая часть. Упражнения, выполнение задания, теста. 5. Заключение. Выводы по пройденному материалу или по итогам урока. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для учащихся не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в СДО, ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Zoom, Webex и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); чат (онлайн-консультации в СДО с помощью инструмента «чат» либо проведение вебинара с использованием свободно распространяемых сред (Webex и др.); видео-консультирование, в том числе в форме вебинаров, очный или дистанционный прием итогового теста, в том числе в форме вебинара; дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы; веб–занятия, электронные экскурсии, телеконференции. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). Примерный план работы на 1 занятие: Введение нового материала и его отработка в режиме online конференции. Отправка учебного материала или ссылок на учебный ролик, WhatsApp и пр. Консультирование учащихся по мере необходимости. Анализ полученных от учащегося решений. Отправка списка материалов, ссылок для следующего занятия. Список литературы 2.6 Литература для педагогов: 1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. для студ. вузов, / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: AcademiA, 2007. (Психология для студента). 2003. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Д. Рудкевич. – М.: Дело, 1995. 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 4. Лебедев О.Е., Катунова М.В., Трубицын Н.Ф., Конасова Н.Ю., Филиппов С.С., Бойцова А.Г., Богданова Р.У. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2000. 5. Руденко Р. И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 1999. 6. Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 2011. 2.6.1. Литература для учащихся: 1. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.. Словарь по обществознанию. Пособие для абитуриентов вузов. /Под ред. Ю.Ю. Петрунина. - М., 2005. 2. Обществознание. Общество. Государство. Право. 2 изд. Под. ред. А.В. Опалева, М., 2004. 3. Российская юридическая энциклопедия. - М.:Инфа-М,1999. 4. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика,