Учебный курс «В мире родного языка» русский 7 класс

учебного

Пояснительная записка
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный курс позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с
такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен
на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности,
развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую
индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от
05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.:
Просвещение, 2007);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования».
Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом
Курс по русскому языку «В мире родного языка» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает теоретические сведения, а также позволяет
проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:


-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,



- расширить и углубить полученные ранее знания;



- систематизировать и обобщить полученные знания;



-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;



- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Планируемые результаты

Личностные результаты


любовь к Отечеству, его языку, культуре;



интерес к изучению языка;



понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;



осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому
самосовершенствованию;



достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели занятия;



составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;



в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.

Познавательные УУД:


перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);



пользоваться словарями, справочниками;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:


адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.



высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



задавать вопросы.



владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;



применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;



коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты


представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;



понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;



усвоение основ научных знаний о родном языке;



освоение базовых понятий лингвистики;



освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;



опознавание и анализ основных единиц языка;



проведение различных видов анализа слова



понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике; осознание эстетической функции родного языка.



чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Содержание курса
Обязательный минимум содержания обучения:
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний
учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым
на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как
функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения
разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой
частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не
встречаются.
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных ( час.)
Правописание корней с чередующимися гласными ( час)
Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.

Данный курс предполагает следующие формы работы:


изучение теоретического материала по фонетике, морфемике. Словообразованию, морфологии;



анализ текстов разных стилей;



написание сочинений разных жанров, выполнение творческих заданий и тестов.



углубление знаний по орфографии русского языка.

По окончании курса учащиеся должны уметь:


- находить в словах изученные орфограммы,



- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,



- находить и исправлять орфографические ошибки;



- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами

Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, дополнительные задания, выполнение творческих заданий
разных видов, работа по карточкам объяснение учителя, создание проблемной ситуации, работа с таблицами, схемами, алгоритмами, создание таблиц, схем,
алгоритмов, обсуждение, диалог, различные виды грамматического разбора, написание и редактирование орфографических диктантов, самостоятельное
выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки,
ребусы, кроссворды, головоломки
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов с нахождением разних видов орфограмм; практические работы; самоконтроль
и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;

Тематическое планирование курса
«В мире родного языка»
Содержание занятия

Количество
часов

Возникновение письменности

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена.
Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли
фонем есть буквы?

1

2.

Орфография как раздел науки о
языке. Основные принципы
русской орфографии.

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные»
правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»!
«Нефонемное» правило.

1

3.

Фонемы.

Смыслоразличительная роль звуков.

1

№

Тема

1.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).
4.

Основные правила
правописания гласных и
согласных букв в корне,
суффиксе и окончании слов.

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых
непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова:
звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У
после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне
слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных
частей речи. Буквы О и Е.

1

5.

Словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление
словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным
словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок
(неправильное употребление данного слова в тексте).

1

6.

Орфографический словарь.

Работа со словарем.

1

7.

Проверь себя. Тест №1.

8.

Опасные согласные.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление
опасных мест при письме.

1

9.

Звонкие и глухие согласные.

Различение звонких и глухих согласных. Тренировочные упражнения.

1

1

Дата (план)

Дата
(факт)

10.

11,

Правописание Ь знака.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы
Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах.
Отсутствие буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на
шипящую.

1

Слитное, раздельное, дефисное
написание слов.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных
существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и
раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и
раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное
написание частиц со словами.

3

Правописание НЕ с разными
частями речи

Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки
НЕДО- со словами.

3

Правописание Н и НН в
суффиксах прилагательных,

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий
отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и
две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О
(-Е).

2

Способы образования сложных слов.

1

12,
13.
14,
15,
16.
17,
18

причастий,
наречий, существительных.
19

Способы образования сложных
слов.

20

Решение орфографических
задач.

1

21

Проверь себя. Тест №2.

1

22

История образования и
написания числительных.

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

1

23

Правописание местоимений

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом

1

24

Орфографические головоломки.

Работа по карточкам

1

25

Классификация приставок, их
правописание.

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие;
приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным
написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.
Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З
и С на конце приставок.

1

26

Правописание приставок ПРЕ- и
ПРИ-.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

1

2728

Правописание корней с
чередующимися гласными.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения
(-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса
А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

2

29

Проверь себя. Тест №3.

30

Правописание личных
окончаний глагола.

Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание
суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1

31

Правописание падежных
окончаний существительных.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.

1

3233

Правописание суффиксов
самостоятельных частей речи.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

2

34

Комплексный анализ текста.

Работа с текстом.

1

35

Значение орфографии в
русском языке.

Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение
.Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.

1

Учебно-методическое обеспечение программы
1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-25-е изд.-М.: Просвещение,
2010.
2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина,
Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина,
Л.Н. Пучкова.


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Яндекс метрика Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».