учебного Пояснительная записка Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Данный курс позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом Курс по русскому языку «В мире родного языка» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает теоретические сведения, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений. Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса. Задачи: -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, - расширить и углубить полученные ранее знания; - систематизировать и обобщить полученные знания; -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. Планируемые результаты Личностные результаты любовь к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. Предметные результаты представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; освоение базовых понятий лингвистики; освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; опознавание и анализ основных единиц языка; проведение различных видов анализа слова понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; Содержание курса Обязательный минимум содержания обучения: Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова. Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных ( час.) Правописание корней с чередующимися гласными ( час) Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила. Правописание ъ и ь. Правописание приставок. Удвоенные согласные. Орфограммы в окончаниях слов. Орфограммы в суффиксах. Данный курс предполагает следующие формы работы: изучение теоретического материала по фонетике, морфемике. Словообразованию, морфологии; анализ текстов разных стилей; написание сочинений разных жанров, выполнение творческих заданий и тестов. углубление знаний по орфографии русского языка. По окончании курса учащиеся должны уметь: - находить в словах изученные орфограммы, - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, - находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, дополнительные задания, выполнение творческих заданий разных видов, работа по карточкам объяснение учителя, создание проблемной ситуации, работа с таблицами, схемами, алгоритмами, создание таблиц, схем, алгоритмов, обсуждение, диалог, различные виды грамматического разбора, написание и редактирование орфографических диктантов, самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся: промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов с нахождением разних видов орфограмм; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; Тематическое планирование курса «В мире родного языка» Содержание занятия Количество часов Возникновение письменности Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? 1 2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. 1 3. Фонемы. Смыслоразличительная роль звуков. 1 № Тема 1. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). 4. Основные правила правописания гласных и согласных букв в корне, суффиксе и окончании слов. Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. 1 5. Словарные слова. Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). 1 6. Орфографический словарь. Работа со словарем. 1 7. Проверь себя. Тест №1. 8. Опасные согласные. Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. 1 9. Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных. Тренировочные упражнения. 1 1 Дата (план) Дата (факт) 10. 11, Правописание Ь знака. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Отсутствие буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. 1 Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. 3 Правописание НЕ с разными частями речи Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. 3 Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). 2 Способы образования сложных слов. 1 12, 13. 14, 15, 16. 17, 18 причастий, наречий, существительных. 19 Способы образования сложных слов. 20 Решение орфографических задач. 1 21 Проверь себя. Тест №2. 1 22 История образования и написания числительных. Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». 1 23 Правописание местоимений Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом 1 24 Орфографические головоломки. Работа по карточкам 1 25 Классификация приставок, их правописание. Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. 1 26 Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. 1 2728 Правописание корней с чередующимися гласными. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). 2 29 Проверь себя. Тест №3. 30 Правописание личных окончаний глагола. Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. 1 31 Правописание падежных окончаний существительных. Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. 1 3233 Правописание суффиксов самостоятельных частей речи. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. 2 34 Комплексный анализ текста. Работа с текстом. 1 35 Значение орфографии в русском языке. Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА. 1 Учебно-методическое обеспечение программы 1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-25-е изд.-М.: Просвещение, 2010. 2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева. 3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. 4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. 5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова. 6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.