Учебный курс «От слова к словесности» русский язык 5 класс

учебного

Программа факультативного курса по русскому языку « От слова к словесности»
для обучающихся 5 классов.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Факультативный курс по русскому языку « От слова к словесности » предназначен для обучающихся 5 классов. Данный курс
факультатива поможет учащимся овладевать не только грамотной речью, но и добиваться точности, выразительности в речи. А это значит
учиться так вести беседу, чтобы всем окружающим интересно было общаться.
Программа факультатива составлена на основе государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по
русскому языку в соответствии с программами по русскому языку и на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности »
под редакцией Р.И.Альбетковой.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы
и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными
путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду
этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.
Вместе с тем новизна данной программы заключается в возможности осуществлять специфический подход к явлениям языка.
Если программа по русскому языку определяет изучение с т р о я яз ы к а, то программа по словесности — изучение у п о т р е б л е н и я я
з ы к а. Если программа по литературе рассматривает произведения как создан и я о п р е д е л е н н ы х п и с а т е л е й , то программа по
словесности — прежде всего как я в л е н и я и с к у с с т в а с л о в а.
Данный курс факультатива поможет учащимся овладевать не только грамотной речью, но и добиваться точности, выразительности
в речи. А это значит учиться так вести беседу, чтобы всем окружающим интересно было общаться.
Цели образовательной программы
 творческое овладение языком, осваивание духовного опыта человечества;
 глубокое понимание русского языка и его наследия в форме художественного произведения;
 Развитие способности учащихся к творческой деятельности.
 внедрение ИКТ в обучение.
Для реализации целей следует решить следующие задачи:
 изучать закономерности употребления языка (лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства)






овладевать умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя
от словесной организации – к образу; сюжету, композиции, идее;
учиться осмысливать все компоненты содержания и формы;
учиться использовать опыт изучения языка как материала словесности для творческого употребления родного языка;
учить любить свой язык.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
Факультативный курс по русскому языку «От слова к словесности » предназначен для обучающихся 5 классов.
Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа курса рассчитана на 34 учебных часов в год, режим работы – 1 учебный час в неделю.
Формы и режим занятий
Предложенные в рамках факультативного курса занятия предполагают групповую форму работы. Программа факультатива строится на
сочетании теоретических и практических занятий. Предполагает проведение творческих работ, самостоятельных работ, занятий по
выразительному чтению.
Занятия включают различные виды деятельности педагога и обучающихся:
- лекции;
- беседы;
- объяснения учителя;
- создание проблемных ситуаций;
- анализ текстов различных стилей и типов, форм;
- работу с тестами;
- работу со словарями;
- обсуждение, диалог;
- работу по карточкам;
- работу с интернет-продуктами;
- написание и редактирование творческих работ;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ученики, должны знать:
- что такое слово, словесность;
- понятия синонима, антонима, омонима, неологизма, устаревшего слова, фразеологизма;

- определение эпитета, сравнения, аллегории;
- что такое текст, формы словесного выражения, роды словесного выражения;
должны уметь:
- выразительно читать тексты, различные по теме, по роду словесного выражения;
- уметь построить диалог, монолог; уметь пользоваться толковыми словарями;
- уметь находить в тексте художественного текста однозначные, многозначные слова, - - синонимы, антонимы, омонимы и т.п. и
определять их роль в тексте;
- создавать собственные тексты-описания, тексты-повествования;
- уметь отличить драматическое произведение от лирического и эпического.
Для анализа берутся произведения устного народного творчества и произведения классиков.
Факультатив расширяет
возможности изучения литературы по программе под ред. Коровина В.Я.
В течение курса 5 класса учащиеся познакомятся с богатством русской лексики, с родами и жанрами литературы, формами
словесного выражения, будут учиться понимать внутренние законы языка, на основе знаний о тексте научаться отличать подлинно
художественное произведения от явлений «массовой литературы».
Программа факультатива включает:
1. Работу с произведениями художественной литературы;
2. Самостоятельную работу со словарями и с различными видами текста;
3. Сочинение собственных произведений.
Содержание курса

1. Теоретический материал;
-Что такое слово.
- Словесность. Язык художественной словесности.
- Богатство лексики русского языка.
-Прямое и переносное значение слова.
- Сравнение, эпитет, аллегория.
- Текст. Формы словесного выражения (Понятия «описание», Повествование», «Рассуждение»).
- Диалог и монолог – две формы употребления языка. Различия между ними.
- Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм и рифма.
- Интонация. Цель высказывания и интонация.
- Литературное эпическое произведение.
- Литературное лирическое произведение.

- Литературное драматическое произведение.
- Устная народная словесность.
2. Вопросы и задания практического характера;
3. Задания творческого характера.
Учебно-тематический план
№

Тема

Количество Формы организации деятельности педагога
часов
и обучающихся
1
Работа с загадками. Игра «Поменяй буквы»

1.

Что такое слово.

2.

Словесность. Язык художественной словесности.

2

3.

Богатство лексики русского языка.

2

4.

Прямое и переносное значение слова.
Сравнение, эпитет, аллегория.

3

5.

Текст. Формы словесного выражения (Понятия
«описание», Повествование», «Рассуждение»).

4

6.

Диалог и монолог – две формы употребления
языка. Различия между диалогом и монологом.
Практикум

3

7.

Понятие о стихотворной и прозаической формах
словесного выражения. Ритм и рифма.

4

Формы контроля
Игра «Поменяй буквы»
устный ответ

Подробное
пересказывание
текста Устный
ответ
лингвистического содержания, составление лингвистическую тему
плана своего ответа
Терминологический
Работа
со
словарём
омонимов, диктант
индивидуальная работа с текстом
Работа с текстом, поиск архаизмов и Тестовая работа
историзмов
Толкование слов,
работа со словарями.
Подбор эптитетов к словам.
Работа с текстом различных форм
словесного выражения. Поисковая работа.

на

Работа с текстом.

Задание
«Играем
со
словами»
Создание
собственного
текста с заданием
Составление диалоги на заданную тему по Творческая работа
указанной схеме
Работа с поэтическим и прозаическим Самостоятель
текстами
ный анализ стихотворения

8.

Интонация. Цель высказывания и интонация

2

Чтение различных текстов с соблюдением Составление текста
знакам препинания
интонации

9.

Литературное эпическое произведение.

3

Анализ рассказов

10.

Литературное лирическое произведение.
Практикум . Анализ стихотворения

3

Выразительное
стихотворений

11.

Литературное драматическое произведение.

2

Работа с текстом

12.

Устная народная словесность.

2

Анализ русских народных сказок.

ИТОГО: 34 часов.

по

Сочинение-миниатюра
чтение

и

анализ Создание
собственного
лирического произведения
Ролевая игра
Создание
сказки

собственной

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Информационно-методическое обеспечение программы (литература и аудиовизуальные средства)
А л ь б е т к о в а Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5
класс». — М., 2020.
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2019
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2021
Львова С. И Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. – Дрофа, М.,2022
В.А. Сидоренков «Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы». М.: Просвещение.,2021


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Яндекс метрика Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».