Учебный курс "Человек-общество - мир" для 9 классов 25-26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО-МИР»
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся 9 классов
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития обучающегося.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных умений, творческих
способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования
личности подростка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий
потенциал.
Программа деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний
учащихся об обществе, его сферах, месте человека в обществе.
Курс «Человек-общество-мир» позволяет раскрыть механизмы самообучения и
самовоспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создать комфортные
условия для развития каждого обучающегося. А также способствует развитию
критического мышления, которое позволяет осознанно воспринимать социальную
информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке.
Практическая значимость – подготовка к успешной итоговой аттестации в форме
ОГЭ и ЕГЭ.
Изучение данного учебного курса призвано содействовать формированию у
учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития
человеческого общества, его социальной структуре, экономического базиса и духовной
сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Целью данного курса является подготовка учащихся к жизни в демократическом
правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых
представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях
и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Не менее важна цель – выработка у учащихся способности самостоятельно
ориентироваться в быстро изменяющимся мире, находить в нём своё место и адекватный
ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь
формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.
Задачи курса:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах
и
сообществах,
включая
взрослые
и
социальные
сообщества.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая рабочая программа линейного курса внеурочной деятельности «Человекобщество-мир» предназначена обучающимся основной школы (9 класс). На реализацию
настоящей программы выделено 17 часа. Программа рассчитана на 0,5 час. в неделю.
Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПина.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО-МИР»
Раздел 1. Человек и общество (2 часа)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Биологическое и социальное в
человеке
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.Социализация
индивида. Деятельность. Познание мира. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Потребности человека. Понятия биологическое и социальное. Виды деятельности. Формы
познания мира. Взаимодействие с другими науками.
Раздел 2. Сфера духовной культуры. (2 часа)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества.
Образование и его значимость в условиях информационного общества.Религия. Мораль.
Гуманизм. Гражданственность.
Раздел 3. Экономика. (2часа)
Что изучает экономика. Виды экономических систем. Понятие спроса и предложения.
Проявление конкуренции и ее основные виды. Роль экономических процессов. Инфляция
и ее проявление. Яркие примеры инфляции в истории государства.
Раздел 4. Социальная сфера. (2 часа)
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная стратификация.
Социальная мобильность. Семья – как социальный институт. Виды семьи. Основные
функции семьи. Социальный контроль. Социальный конфликт. Пути решения конфликта.
Ее виды.Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления. (2 часа)
Политическая система общества. Формы государства. Политические режимы.
Политический процесс. Политические партии, их деятельность. Политическая элита и
лидерство. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы
государства.Участие граждан в политической жизни.
Раздел 6. Конституция Российской Федерации. (2 часа)
Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и свободы граждан и
человека. Федеративное устройство. Судебная власть и прокуратура
Раздел 7. Право. (2 часа)
Понятие права и его роль в жизни общества. Субъекты гражданского права.
Имущественные и неимущественные отношения. Семейное право. Трудовое право.

Юридическая ответственность. Правоохранительные органы, их виды, взаимодействие с
гражданами. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процесса.
Итоговое обобщение
Практикум (2 часа)

по

теме:

«Человек-общество-мир»

(1час)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа направлена на достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов.
Личностные результаты:
1)
гражданское воспитание— формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
2)
патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
3)
духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим,
к памяти предков;
4)
эстетическое воспитание— формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
5)
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия— развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
6)
трудовое воспитание —воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
7)
экологическое воспитание —формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
8)
ценности научного познания— воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом
личностных
интересов
и
общественных
потребностей.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе
над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе и творческого характера;
- оценка информации;
- установление причинно-следственных связей;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- построение рассуждения.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные умения:
- усвоение сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом необходимым для получения
дальнейшего правового образования.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
социуме;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всег
о

теори
я

практически
е работы

Дата
изучени
я

Виды деятельности

Форма
проведения
занятия

Электронны
е (цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество

1.1

1.2

1 Общество как
форма
жизнедеятельн
ости людей

1

1

1 Биологическое
и социальное в
человеке.
Деятельность и
ее
основные
формы.

1

1

Лекция

Решение заданий в формате ОГЭ

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Лекция

https://resh.edu.ru
http://school-

Раздел 2. Сфера духовной культуры.

1.3

2 Сфера
духовной

1

1

культуры и ее
особенности.

collection.edu.ru/catalog/

Наука и
Образование.
1.4 Мораль.
Гуманизм,
гражданственность

1

1

Решение заданий в формате ОГЭ

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Раздел 3. Экономика.
3.1

3.2

Экономика и
экономические
системы

1

Экономические
цели и функции
государства

1

1

Составление интеллект-карты

Лекция

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

1

Решение заданий в формате ОГЭ

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Раздел 4. Социальная сфера.

4.1

Социальная
структура
общества.

1

1

Лекция

https://resh.edu.ru
http://school-

Семья как малая
социальная
группа.

4.2

Социальные
ценности и
нормы.
Отклоняющееся
поведение.

collection.edu.ru/catalog/

1

1

Решение заданий в формате ОГЭ

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Раздел 5. Сфера политики и социального управления.
5.1

Роль политики
в жизни
общества.

1

Лекция

1

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Участие
граждан в
политической
жизни.
5.2

Понятие и
признаки
государства.
Формы
государства.

1

1

Решение заданий в формате ОГЭ

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Раздел 6. Конституция Российской Федерации.
6.1

6.2

Конституция
РФ.
Федеративное
устройство.

1

Права и свободы
человека и
гражданина

1

1

Решение заданий в формате ОГЭ

1

Лекция/
Беседа

https://resh.edu.ru

Лекция

https://resh.edu.ru

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Раздел 7. Право
7.1

7.2

8

Понятие права
и его роль в
жизни
общества.

1

Основные
отрасли права
и их
особенности

1

Итоговое
обобщение по
теме:
«Человек-

1

Решение заданий в формате ОГЭ

1

1

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru

Лекция

https://resh.edu.ru

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
1

Решение заданий в формате ОГЭ

Лекция/
Практикум

https://resh.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

общество- мир»

9

Практикум по
курсу
«Человекобществомир»

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 17
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

11

6

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ:

1.
2.
3.
4.
5.

Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и

А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.

6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,
7. Конституция РФ.- М.,2015
8. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 1998
9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
10. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.
11. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
12. Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999
13. Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.
14. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
15. Прикладная экономика. М., 1993.
16. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
17. Сборник кодексов РФ. – М.,2002
18. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
19. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995
20. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
21. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
22. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс,
2000

Интернет ресурсы:
• http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
• http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
• http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
• http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf —Собрание
законодательства
Российской Федерации.
• http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
• http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
• http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
• http://www.alleng.ru/edu/social2.htm —
Образовательные
ресурсы
Интернета
— обществознание.
• http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —
Обществознание
в школе (дистанционное обучение).
• http://www.lenta.ru актуальные новости общественной жизни.
• http://www.fom.ru —Фонд общественного мнения (социологические исследования).
• http://www.ecsocman.edu.ru —Экономика.
Социология.
Менеджмент.
Федеральный образовательный портал. .
•

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html

-

Граждановедение. Приложение

к

«Учительской газете».
• http://www.50.economicus.ru —50 лекций по микроэкономике.
• http://www.gallery.economicus.ru —Галерея экономистов.
• http://www.be.economicus.ru —Основы экономики. Вводный курс.
• hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнесобразование без границ.
• http://www.hpo.opg — Права человека в России.
• http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав
человека.
• http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
• http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
• nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
• http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
• http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
– комплект стеллажей с ячейками 1шт.
– стол учительский угловой– 1 шт.

– кресло учителя – 1 шт.
– моноблок AQUARIUS T763D– 1 комплект.
– стол ученический – 42 шт.
– стул ученический – 42 шт.
– сенсорная панель– 1 шт.
– доска классная магнитная – 1 шт.
– доска классная магнитная передвижная (двухсторонняя) – большая – 1 шт. (мел/маркер) – доска классная
магнитная передвижная (двухсторонняя)– малая – 2 шт.
Интерактивные учебные пособия – электронные средства обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Консультации для родителей по платным образовательным услугам 2025-2026 г.


Консультации для родителей по платным образовательным услугам проводит ответственный  за платные образовательные услуги  

Балчугова Валентина Сергеевна

график приема : понедельник- пятница 14.00-16.00

телефон: 89023140479



o недопущении незаконных сборов денежных средств.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».