Учебный курс для 10-11 классов Стилистика русского языка 25-27

Пояснительная записка
Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 1011 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой
содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая
изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями:
стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой
художественной литературы. Такой подход позволяет наиболее полно и
последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения
об основах стилистики и сформировать соответствующие стилистические умения.
Цели курса: - расширение лингвистического кругозора учащихся за счет усвоения
стилистических знаний; - совершенствование практических, коммуникативных
умений учащихся. Задачи курса: - ознакомление учащихся с основными понятиями
стилистики; - расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах
языка; - углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи; предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и
исправлять речевые и грамматические ошибки; - вырабатывать умение редактировать
текст. Программа спецкурса «Стилистика русского языка» включает материал, не
содержащийся в базовой программе по русскому языку. Грамматическая стилистика и
лексическая стилистика содержит знания, вызывающие познавательный интерес
учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической
сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов и антонимов и др.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому,
эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и
навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать,
обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой
культуры учащихся. Данная программа не создает перегрузок для школьников, т.к.
домашнее задание отсутствует. Программа курса содержит все необходимое для
достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим
материалом, практическим, использование наглядности, художественной 1
литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что
изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых

курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются,
углубляются и закрепляются знания, полученные раннее, развиваются умения
применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа
основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские,
проблемные и т.д.) Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы
проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами русского
литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в
соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы
распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во
времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и
получения запланированных результатов. Курс изучения стилистики
предусматривает 68 учебных часов. Из них 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе. В
10 классе изучаются понятия стилистики и стилистические ресурсы, в 11 классестили речи. Содержание учебного материала 10 класс Введение (1 час) Стилистика
как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики.
Основные понятия стилистики (5 часов). Связь стилистики с другими
филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой
культуры. Стилистика языка (29 часов) Стилистика и фонетика. Орфоэпия. Нормы
ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование
звукописи. Лексическая стилистика. Значение слова. Лексическая сочетаемость.
Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов.
Стилистическое использование омонимов и многозначность слов. Стилистическое
использование синонимов. Стилистическое использование антонимов.
Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование
слов ограниченной сферы употребления. Речевые ошибки и их исправление.
Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики.
Тропы. Фразеология и стилистика. Стилистическое богатство русской фразеологии.
Классификация фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с использованием
фразеологизмов. Стилистика и словообразование. Стилистически окрашенные
морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования.
Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление.
Стилистика и морфология. Морфологические нормы. Особенности употребления

существительных. 2 Особенности употребления прилагательных. Особенности
употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности
употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления
наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм
частей речи. Выразительные возможности употребления частей речи.
Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление. Стилистика и
синтаксис. Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования.
Синонимия словосочетаний. Стилистика простого предложения. Стилистика
сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций. Грамматические
(синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса.
Стилистические фигуры. 11 класс Стилистика речи (34 часа). Функциональная
стилистика. Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль.
Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей,
основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи.
Стилистический анализ текста. Требования к уровню подготовки учащихся 10-11
классов В результате учащиеся должны: - иметь представление о стилистике как
учебной дисциплине, ее структуре, ее связи с другими лингвистическими науками; знать содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска»,
«стилистические средства», «стиль речи» и т.д.; стилистические средства языка
(фонетические, лексические, грамматические); стилистическую синонимию
различных языковых средств; особенности функциональных стилей речи; природу
типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию; уметь определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей; - находить в
тексте стилистические средства разных уровней языка; - различать стилистическую
окраску языковых средств разных уровней языка; - оценивать целесообразность
использования в речи различных языковых средств; - владеть нормами литературного
языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной
целесообразности; - пользоваться справочной литературой с целью получения
информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах
языка; - исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте; 3 уметь редактировать текст. Учебно- методическое и материально-техническое
обеспечение курса 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика.

Текст. Стили речи».- М.; «Просвещение», 2004; 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст.
Стили речи».-М.; «Просвещение», 2004; 3. Горбачевич К.С. Нормы современного
русского литературного языка .- М.; «Просвещение», 1989. 4. Программы для
общеобразовательных школ. Русский язык. (Программы для углубленного изучения
предмета в 10-11 классах) 5. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского
языка».- М.; «Высшая школа», 1987. 6. Розенталь Д.Э. домашний репетитор.- М.;
«Высшая школа», 2000. 7. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы.М.; 1995. 8. ЭОР. 9. Ноутбук. 10. Интерактивная доска

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Особенности выпускного сочинения по
русскому языку. Нормы оценки сочинений.
Критерии оценок. Классификация ошибок.
Редактирование и редакторские знаки.

1

2

Сочинение, как текст. Основные признаки
текста. Тема и основная мысль сочинения.
Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к сочинению.

1

3

Классификация сочинений по жанрам.
Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры
ученических сочинений. Выбор жанра в
зависимости от темы.

1

4

Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр
ученического сочинения.

1

5

Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.

1

6

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный
жанр (письмо) как жанр ученического
сочинения.

1

7

Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.

1

8

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный
жанр (дневник) как жанр ученического
сочинения.

1

9

Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.

1

10

Жанры школьных сочинений. Путевые заметки
как жанр ученического сочинения.

1

11

Редактирование и рецензирование сочинений.

1

Совершенствование написанного.
12

Жанры школьных сочинений. Репортаж как
жанр ученического сочинения.

1

13

Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.

1

14

Этапы работы над сочинением. Структура
сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.

1

15

Как работать с черновиком и планом сочинения.

1

16

Как анализировать художественное
произведение.

1

17

Как писать вступление. Технология написания
сочинения: вступление, виды (историческое,
аналитическое, биографическое, сравнительное,
лирическое).

1

18

Технология написания сочинения: урокпрактика.

1

19

Как писать заключение. Технология написания
сочинения: заключение, виды.

1

20

Технология написания сочинения: урокпрактика.

1

21

Как писать основную часть сочинения.
Технология написания сочинения: основная
часть.

1

22

Технология написания сочинения: урокпрактика.

1

23

Технология написания сочинения: урокпрактика.

1

24

Приёмы привлечения текста литературного

1

источника в работе над сочинением.
25

Приёмы привлечения текста литературного
источника в работе над сочинением.

1

26

Приёмы привлечения текста литературного
источника в работе над сочинением.

1

27

Как работать над речевым оформлением
сочинения (фактические, речевые,
грамматические ошибки).

1

28

Как работать над речевым оформлением
сочинения (фактические, речевые,
грамматические ошибки).

1

29

Как работать над речевым оформлением
сочинения (фактические, речевые,
грамматические ошибки).

1

30

Повторительно-обобщающий урок. Подготовка
к итоговому сочинению. Нормы литературного
языка.

1

31

Итоговое сочинение.

1

32

Итоговое сочинение.

1

33

Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.

1

34

Резервный урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Консультации для родителей по платным образовательным услугам 2025-2026 г.


Консультации для родителей по платным образовательным услугам проводит ответственный  за платные образовательные услуги  

Балчугова Валентина Сергеевна

график приема : понедельник- пятница 14.00-16.00

телефон: 89023140479



o недопущении незаконных сборов денежных средств.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».