Рабочая программа ИЗО 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 8 классе
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, на основе рабочих программ
«Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией
Б.М.Неменского 5-8 классы» / учебное пособие для общеобразовательных
организаций / авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских
Москва. Просвещение 2016г.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»
— развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное
творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское
восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными
художественными материалами и инструментами
для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета
Художественное образование в основной школе формирует эмоциональнонравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к
художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую
деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и
окружающей действительности.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях
современности.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности
развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их
решения, предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности,
диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тема 8 класса— «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» —
является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуальнопространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния
на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком.
Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с
изобразительными и являются сегодня господствующими.
Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для
педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при
сохранении структурной целостности данной программы.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (п.11.6 и п.18.3) предусматривает в основной школе изучение
обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета
«Изобразительное искусство». На изучение предмета «Изобразительное искусство»
в 5-8 классах отводится
140 учебных часов, по 35 ч в каждом классе. Данная программа предусматривает
возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в 8 классе в объеме 34
часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебная программа решает задачи художественного труда и рассматривается как
интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые
коррективы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной.

Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве,
т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как
необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир
человеческой культуры и в то же время как способ самопознания,
самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоциональнонравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к
художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный
смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное
познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания;
конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной
среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей
прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения школьниками программного
материала.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.
Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира,
размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной
культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству
в 8 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-развитие творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты должны отражать:
-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;

-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
-приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
По окончании 8 класса учащиеся должны:
- освоить азбуку фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей
съёмочной практике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного
развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть
способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими
учебными и домашними кино- и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений
в искусствах кино, телевидения, видео.
Виды и формы контроля
- устный (фронтальный и индивидуальный опрос уч-ся, сообщения, диалоги,
дискуссии);
- письменный (рефераты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, учебноисследовательские задания, проектно-творческие задания, проектно-сценические
практикумы).
- просмотр творческих работ за четверть, год.
Содержание темы курса
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного
творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если
бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение
реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение
видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом
фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в
картинках». Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник
больше, чем художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от
видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного
языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Учебно-тематический план
№
п/п

Тема раздела

1.

Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических искусствах.

2.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий.

Кол-во
часов
8

8

10
3.

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об
искусстве кино?
7

4.

Телевидение — пространство культуры? Экран —
искусство — зритель

5.

Резерв
Всего

1
34

Календарно-тематическое планирование – 8 класс
№ №
Кол- Дата
п/ уро
Тема
во
план
п
ка
часо
в
Художник и искусство театра. Роль
8ч
изображения в синтетических
искусствах.
1
1 Искусство зримых образов. Изображение в
1
театре и кино.
2
2
Правда и магия театра. Театральное
1
искусство и художник.
3
3 Безграничное пространство сцены.
1
Сценография – особый вид
художественного творчества. Настроение и
жанры.
4
4
Сценография – искусство и производство.
1
Художник театра Серебряного века.
5
5
Тайны актерского перевоплощения.
1
Костюм, грим и маска, или Магическое
«если бы»
6
6
Привет от Карабаса – Барабаса! Художник
1
в театре кукол.
7
7
Художник в театре кукол.
1
8
8
Третий звонок. Спектакль: от замысла к
1
воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к
8ч
фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий.
9
9 Фотография - взгляд, сохраненный
1
навсегда. Фотография – новое изображение
реальности.
10 10 Грамота фотокомпозиции и съемки.
1
Основа операторского мастерства: умение
видеть и выбирать.
11 11
Фотография – искусство светописи. Вещь:
1
свет и фактура.
12 12 «На фоне Пушкина снимается семейство».
1
Искусство фотопейзажа и интерьера.

Дата
факт

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20
21
22
23

20
21
22
23

24
25

24

«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и интерьера.
Человек на фотографии. Операторское
мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или
фальсификация: факт и его компьютерная
трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы
знаем об искусстве кино?

1
1
1
1

9ч

Многоголосый язык экрана. Синтетическая
природа фильма и монтаж. Пространство и
время в кино.
Художник – режиссер – оператор.
Художественное творчество в игровом
фильме.
От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка.
Фильм – рассказ в картинках.
Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации, или когда художник
больше, чем художник.
Живые рисунки на компьютере.

1

Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика: от
видео сюжета до телерепортажа.
Жизнь в расплох, или Киноглаз.
Кинонаблюдение – основа документального
творчества.
Видеоэтюд в пейзаже портрете.

7ч

1

1
1
1
1
2

1

25

26

26

27

27

28

28

29

29

30

30

31

31

Видеосюжет в репортаже, очерке,
интервью.
Телевидение, видео, Интернет…Что
дальше?

1

1

1

1
1
1

Современные формы экранного языка.

33

В царстве кривых зеркал, или Вечные
истины в искусстве. (Обобщение темы)
Резерв.

1ч

34

Резерв

1ч

32

32

33
34

1

Учебно-методическое обеспечение
Учебник
А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. 8 класс»
под редакцией Б. М. Неменского. учебник для общеобразовательных
учреждений / под ред. Б. М. Неменского.
Авт. А.С.Питерских. Москва. Просвещение 2015г
Пособия для учащихся
- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 8 класс» Алешина Т.В, А.С.Питерских.
Москва. Просвещение 2018г
Пособия для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. - М., 2012.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников
под ред. Б. М. Неменского.
5–8 классы: /пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б. М.
Неменский, Л. А. Неменская,
Н. А. Горяева, А. С. Питерских. Москва. Просвещение 2016г
Литература
Морозов С. А. «Фотография среди искусств»
Алянский Ю. Л. «Азбука театра»
Базанов В. В. Сцена ХХ века
Журнал «Изобразительное искусство в школе»
Журнал «Эскиз»
Журнал «Юный художник»
Альбом. Сокровища русского искусства. Музей Академии художеств.
Альбом. Музеи мира. Третьяковская галерея
Платонова Н.И. «Энциклопедический словарь юного художника»
Интернет ресурсы:
- Википедия.–: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Виртуальный музей искусств- http://www.museum –online.ru
-Музеи мира - http://www.museum.ru

- Федеральный государственный образовательный стандарт. –
http://www.standart.edu.ru
- http: //nsportal .ru
- Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru
- http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям.
- Учебно-методический портал - http://www.uchmet.ru/
- Портал «Все образование». –http://catalog.alledu.ru
-Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ - http://1september.ru/


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Яндекс метрика Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».